"Уманское чудо" - 9. "Эстетическая прогулка"

Всем привет, дорогие мои туристы и гости!

Вот и закончился первый месяц лета… и в Умань пришли такие долгожданные дожди.. уже два дня обильные грозовые ливни поливают щедро нашу иссохшуюся землю. В уманских дворах изнемогают под тяжестью урожая черешни, склонили ветви до самой земли, изрядно усыпанные гроздьями черных, желтых, красных ягод… По земле шагает лето.. весь июнь на рынке была клубника.. на смену ей пришли черешни, вишни, смородина, и очень скоро появятся первые летние яблоки – папировка. Город наш утопает в садах.. цветах… и туристах. У входов в "Софиевку" на стоянках каждый день стоит море автобусов – люди едут в парк. И я уже тороплюсь прочитать вам последнюю главу А.П.Роготченко "Уманское чудо". Итак…

С какой бы стороны вы не вошли в "Софиевку", она предстанет перед вами во всем своем величии. В.Иващенко в "Историческом очерке Умани и "Царицина сада" обратил внимание на оригинальность устройства парка, заключавшееся в том, "чтобы все в нем казалось естественным, без малейшего намека на деланность, на искусственность; и действительно, всюду и во всем полная гармония, словно так все и создано самой природой.. Софиевский сад принимает особенно волшебный вид в майские лунные ночи: неясные очертания деревьев, скал, статуй, озера с отражающейся в них луной, мягкий лазоревый свет повсюду – все кажется погруженным в сладкий сон, все очаровано; одни соловьи заливаются своей любовной песней, оглашая ею воздух. Если вы любитель природы, - поверьте – испытаете такое эстетическое наслаждение, которое надолго останется у вас в воспоминаниях".

Главный вход.. Теплый влажный воздух омывает кроны задумчивых деревьев. Перед нами чугунные ворота; решетка из прутьев заканчивается остриями в виде раскрывшихся лепестков цветка, покрытых ранее бронзовой позолотой. Вот почему в "Киевских губернских ведомостях" от 30 июля 1856 года публицист Г.Присовский назвал главный вход парка "Золотыми воротами" – решетка с двумя каменными башенками очень хороша, даже великолепна, и вполне достойно служит оградою "Царицину саду". Красивые башни с портиками, сооруженные в стиле классицизма, напоминают чем-то башни крепости. Стены их окрашены в темно-красный цвет, железная решетка – в черный. Главный вход в парк, являющийся замечательным образцом архитектурно-декоративного искусства, который построен по проекту А.И.Штакеншнейдера талантливым зодчим И. Макутиным, органично сочетается с рельефом местности и окружающей природой.

И вот вы в парке… От входа в парк длинной лентой убегает вдаль живописная аллея. По обеим ее сторонам в небо тянутся высокие тополя и развесистые каштаны. Справа, вырываясь из-под разбросанных скал, тихо журчит Каменка. А далее простирается огромный зеленый ковер, сотканный из множества ароматных фиалок…. Впереди вас ждут таинственные и величественные гроты, причудливые скалы, шумные пенистые водопады, сложные каскады, павильоны, беседки, мосты и мостики, шлюзы, оранжереи… Но не будем спешить…

Справа и слева поднимаются отлогие горы. Как свидетельствуют архивные документы, строительство шоссе и разбивка главной аллеи были осуществлены в период Управления военных поселений. По обеим сторонам изогнутой аллеи, которая отвечает естественному рельефу местности, посажены каштаны, липы. Летом аллея выглядит сплошной зеленой стеной. Вдалеке за зеленью едва просматриваются живописные группы камней в сочетании с кустарниками и чащами.

А вот и Грибок, большая поляна в три гектара, которая сберегла свою первозданную красоту. Сегодня здесь на холме, как когда-то, возвышается восстановленная небольшая беседка, имеющая форму гриба.
Рядом с Каменкой, со стороны Малой Швейцарии, между сказочным нагромождением скал, растет одинокий болотный кипарис. Склоны долины Каменки направлены к группе камней, называющихся Тарпейской скалой, которая сооружена в 1796 – 1800 годах. Согласно преданию, в древнем Риме так называли отвесный утес Капитолийского холма, с которого сбрасывали осужденных на смерть. По другим источникам, скала названа так по имени дочери начальника Капитолийской крепости – Тарпей – изменнически впустившей в крепость сабинян.

Каштановая аллея приводит вас к павильону Флоры (в древнегреческой мифологии Флора – богиня весны и цветов), который является неотъемлемым элементом композиционного оформления всего парка. Постройка его продолжалась четыре года с 1842 по 1846. Павильон Флоры с белой колоннадой в дорическом стиле усиливает впечатление единства архитектуры и очаровательной панорамы центральной части зеленого парка. Обращает на себя внимание фриз павильона, представляющий собой лепную ленту растительного орнамента с гроздьями винограда, который выполнен по рисунку А.И. Штакеншнейдера. В просветах между колоннами открывается чудесный пейзаж Нижнего пруда: Терраса муз, Бельведер, обелиск "Орел", фонтан "Змея". С шипением выбрасывает змея громадную струю воды из бронзовой пасти. Эта необыкновенно красивая струя поднимается высоко вверх и, разбившись на мириады алмазных брызг, с шумом падает на зеркальную поверхность воды… Фонтан был сооружен еще при Потоцком. Но тогда струи воды били через группу камней, затем в период Управления военных поселений на этом месте поставили чугунную скульптуру Змеи. Примечательно, что фонтан виден с любого места центральной части парка. В лучах солнца вода переливается всеми цветами радуги. Мельчайшие ее капельки ветерок уносит на верхушки деревьев и серебрит листья…Особенно красив павильон в лунную ночь, когда он отражается в водах Нижнего пруда, и, кажется, что плывет куда-то вдаль.

Над Нижним прудом нависает скала-терраса. Очищая Нижний пруд от ила, строители установили, что значительная часть дна состоит из естественного гранита. Возможно, каменные глыбы для Долины гигантов крепостные вырубали именно здесь. Берега Нижнего пруда обложены камнем; густые заросли дикого винограда, кустарников, тополя, ивы создают величавую панораму. Отсюда хорошо виден Главный каскад и наиболее примечательные места "Софиевки". Это – Бельведер, с которого открывается красивый вид. Внизу, у его подножья, наполовину утопая в воде, лежит огромная гранитная глыба, названная "Камнем смерти"… А вот статуя "Зима", она сделана из белого мрамора и установлена здесь в 1800 году.

…Пройдя несколько вперед по центральной части парка и свернув влево, вы окажетесь перед Винтовой горкой. С ее площадки открываются живописные перспективы на Кавказскую горку, Бельведер, Площадь собраний, Большой водопад, источник Гиппокрены, Террасу муз, фонтан "Змея", павильон Флоры. На повороте аллеи, идущей вдоль западного берега Нижнего пруда, на гранитном пьедестале в 1800 году установлена статуя древнегреческого философа и драматурга Еврипида, выполненная из белого мрамора. Близ металлического мостика возвышается статуя покровителя путешественников и древних римлян – Меркурия.

Источник Гиппокрены лежит у подножия крутого склона Террасы муз и Большого каскада. Вода к нему подведена из грота Дианы. Когда-то вазу поддерживала колонна с головами ужей. Отсюда и второе название источника – "Ужи". По древнегреческим мифам, этот источник, вдохновляющий поэтов, возник от удара копытом Пегаса по скале и находится в Беотии, на вершине Геликона. Грот Дианы сложен из камней и устроен на одном из мощных подземных родниковых источников. Весной и в начале лета напор воды очень сильный, вырывающаяся вода издает звуки, напоминающие звучание арфы. От грота Дианы недалеко до красивого железного мостика, с которого открывается вид на широкий простор Площади собраний и живописный ковер цветов. Этот мостик приведет вас к Площади собраний, построенной еще при Потоцком. Площадь, размещенная на полуострове, является главным планировочным центром парка. В центре ее сооружен бассейн "Рыбки" с гранитной вазой. На южной стороне площади возвышается изваянная из мрамора статуя Париса, установленная в 1800 году.

С железного мостика перед вами открываются Терраса муз, обелиск "Орел", Зверинец, Винтовая горка, Китайская беседка, фонтан "Змея", грот Страха и сомнений, представляющий собой нависающую огромную гранитную глыбу, которая, кажется, что еще миг – и рухнет. Но скала стоит вот уже два века, продолжая вызывать у посетителей чувство страха и сомнений.

Нельзя отвести глаз и от Большого водопада, который украшает Площадь собраний своим шумом и переливами водных струй, особенно привлекательных на фоне зелени и камней. Верхняя часть Большого водопада – это искусное сооружение, созданное для того, чтобы поднять точку водопада: при падении с высоты 14 метров вода разбивается на мельчайшие брызги, переливается на солнце тысячами огней и в солнечных бликах они играют всеми цветами радуги. Вы долго не сможете оторваться от этого потрясающего зрелища. Вода к Большому водопаду поступает из Верхнего пруда, проходя через ряд специальных гидросооружений.

Правее водопада открывается перспектива на Долину гигантов – масса причудливых скал, разбросанных словно после землетрясения. Здесь встречаются и естественные скалы, выходящие на поверхность крутых склонов. Живописная привлекательность причудливого хаоса достигается благодаря гармонии естественных скал с гигантскими глыбами, перенесенными сюда мозолистыми руками крепостных строителей. Картина невольно вызывает в памяти древнегреческий миф о битве олимпийских богов с гигантами… Тревожному беспорядку каменных глыб противопоставлена умиротворяющая зелень растительности…. Остановитеcь и постойте в безмолвии у Западного грота, сооруженного из красивых плит розового гранита. Под свисающим козырьком приютились каменная скамья и стол. Здесь спокойно, все располагает к отдыху.. раздумьям… А вот огромная скала, носящая название Левкадской (по древнегреческим преданиям, с нее ежегодно сбрасывали в море одного преступника), которая, кажется, вот-вот сорвется. Под ней вырублен грот Локетек, выходящий на поверхность земли. Внутри него – круглый стол, высеченный из гранита. Отсюда открывается величественное зрелище на Долину гигантов и панораму каскада… Грот Орешек, расположенный в Долине гигантов, сооружен в 1796 – 1800 годах. Гранитная глыба так умело установлена на камне, что у посетителей создается впечатление, будто глыба неустойчиво покоится на небольшом камешке и скоро рухнет…

А дальше – Елисейские Поля. Здесь царствует покой и тишина., располагающая к мечтаниям и грусти в тени густых деревьев. Грустно журчит маленький ручеек, который разделяется на три части и образует каскад Три слезы. Этот ручеек и внезапно открывшаяся колонна с усеченной вершиной – память о детях Потоцкого, умерших в раннем возрасте. Возле усеченной колонны, потемневшей от времени, лежит естественный камень, форма которого напоминает спящего льва. Эти сооружения, гармонично входящие в общую композицию "Софиевки", возведены в начальный период строительства. Невозможно подробно рассказать о каждом объекте "Софиевки" – так их много. И они не однажды реставрировались в разные периоды.

Нельзя не упомянуть и искусно созданные гидротехнические сооружения: Мертвое озеро, река Стикс, Амстердамский шлюз, канал к Большому водопаду – все эти чудотворные сооружения воплощены в гранитном камне народными умельцами… Львиный или Громовый грот – самый большой в парке. Он высечен крепостными в 1796 – 1800 годах в гигантской естественной скале, причем природа и искусство здесь органично сливаются воедино. "Посредством всемогущего пороха и механических орудий сделан из камня грот неизмеримой величины, - писал русский путешественник Николай Андреев… - С робостью входишь под прохладные и темные его своды. В одном углу сего грота бьет чистая вода, проведенная сверху, от сильной стремительности которой раздается глухой шум, напоминающий удары грома. От этого громового водопада грот и получил свое название Громовой". Легенда рассказывает, что однажды в Львином гроте граф Потоцкий играл с разорившимся шляхтичем в карты. Тот обыграл графа… В память об этом Потоцкий приказал мастерам высечь при входе в грот на правой стене следующую надпись: "Здесь память счастья для бедного и память несчастья – для богатого". Незначительный проигрыш для владельца 165 тысяч крепостных казался несчастьем…

От Громового грота открывается вид на широкую долину и грот Венеры, решенный в виде античного храма. Он удивительно хорошо вписан в окружающий пейзаж. Но искусственность его выдают предельно четкие и правильные архитектурные формы. Вода к гроту Венеры, поступающая с Верхнего пруда, на фоне разноцветной мозаики привлекает своими цветовыми переливами. Раньше этот грот назывался гротом Фетиды, но с 1836 года, после того, как статую Венеры Медицийской, находившуюся вблизи Львиного грота, перенесли, его название изменилось.
А где же в действительности стояла статуя Венеры Медицийской? Обратимся к воспоминаниям Николая Андреева, любовавшегося "храмом причудливой изысканности", который "напоминает длинные коридоры киевских пещер. В углублении храма, обложенного тесаным гранитом, находится Венера Медицийская". Николай Андреев сообщал еще одну деталь: Венера Медицийская "была изваяна в Париже из белого мрамора высокого достоинства в художественном отношении."

Вблизи грота Венеры, в восточной стороне Елисейских Полей, расположен фазанник – один из лучших павильонов "Софиевки", в котором, по преданиям, водились фазаны.
Вглядитесь в Верхний или Большой пруд, который называют еще Сладким морем. На Верхнем пруду насыпан искусственный остров – Остров любви или Остров Цирцеи, берега которого облицованы гранитом. Вокруг него растут европейская лиственница, карандашное дерево, сосны, ели, белая акация, японская айва, различные сорта жасмина и сирени. Нельзя не отметить еще одно великолепное сооружение "Софиевки" – Розовый павильон, являющийся видовой архитектурной точкой на Острове любви. Он построен архитектором И.Макутиным в 1850 – 1852 годах. Это замечательное сооружение украшено лепным фризом и портиком ионийского ордера. Павильон окрашен в розовый цвет, лепные его детали выделены белой краской.

С острова открывается прекрасный вид на лесистые берега, водные просторы пруда и на центральную часть парка. Великолепное сооружение из дерева – Китайская беседка – построено в период Управления военных поселений на западной стороне парка в Дубинке.

"Софиевка" прекрасна в любое время года. В конце марта, когда стучит бойкая капель и прилетают скворцы, зяблики, удоды, и в начале апреля, когда начинает цвести ива, вся в ярких желтых пушистых котиках, просвеченная насквозь солнцем, пахнущая медом. В это время неистово поют соловьи, особенно ночью, когда все успокоится и затихает… Пришло время, и зацвели сады. Идешь, как завороженный по парку и пьянеешь от необыкновенного аромата цветущих деревьев… Утром, днем, вечером, в солнечную погоду или в ненастье – вы всегда найдете здесь новые краски, откроете что-то новое, не познанное ранее. Всегда кажется, что парк меняет свой волшебный облик. Он как бы сознательно реагирует на голубое небо и облака, на солнечную и дождливую погоду. В любое время года "Софиевка" прекрасна!

Это была последняя глава интересной книги А.П.Роготченко "Уманское чудо". А теперь я приглашаю вас приехать в наш город, посетить наш парк и все, что вы узнали здесь – увидеть в парке своими глазами. Приятного вам знакомства с "Софиевкой".

А я прощаюсь с вами. Ласкового, теплого, манящего лета! Приятных путешествий, богатых впечатлений! ... и до встречи на сайте. Познакомила вас с историей парка - Уманчанка.