Умань, Умань, Рош-Га-Шана!

Умань, Умань, Рош-Га-Шана -- так начинается песня уманского барда Марата Школьника, которая стала гимном празднования еврейского Нового года в Умани, и которую исполняют ежегодно несколько тысяч евреев из 60 стран мира, когда они приезжают на празднование Рош-Га-Шана в Умань.

Умань - город в Черкасской области, с населением в 100 тысяч человек. В городе несмотря на непрекращающиеся выезды евреев, еврейская община есть, она насчитывает несколько сот человек и принимает активное участие в жизни общин Еврейской Конфедерации Украины. Еврейское движение не избежало общих негативов, в том числе и раскола. но это не самое страшное. Вместе с общиной работает и общество еврейской культуры "Джерело". Умань возникла как еврейское местечко в XVI веке. Перед Великой Отечественной войной евреи составляли более половины населения города и проживали в центральной части города.

Переселявшиеся в Умань из сел крестьяне селились по окраинам, которые и сейчас называются предместьями: Ивангородское, Звенигородское, Мещанка, Лысая Гора и т. п.

Фашисты уничтожили в Умани 28 тысяч евреев. Эту цифру назвал офицер германской армии Курт Бангель, принимавший участие в акции в Умани, причем он сослался на своих солдат, которые подсчитали количество уничтоженных. Думаю, что в этом вопросе немцам можно верить.

Сейчас ежегодно еврейская община перед Днем Победы и 8 октября, в день, когда была совершена акция уничтожения, посещает место, названное Сухой Яр и отдает почести погибшим.

Начиная с 1988 года на праздник Рош-Га-Шана в Умань приезжают паломники -- хасиды почтить память праведника цадика Нахмана. В первый год приехало немногим более 400 человек, в 1999 году -- более 7,5 тысяч. Уманчане уже привыкли к необычному виду этих людей, к их одежде черного цвета, к пейсам, к длинным платьям женщин и к их обычаям. Привыкли даже к тому, что такую массу людей нужно разместить по квартирам, причем выполнить все их "капризы" в доме не должно быть женщин, телевизора, радио, картин, портретов, свет в праздничные дни должен гореть круглосуточно, в холодильнике не должна включаться и выключаться электролампочка и др. Но оплачивается аренда квартиры щедро. Если учесть, что хасиды расселяются в частных домах, а некоторые хозяева берут к себе до 50 человек, то как говорил незабвенный Аркадий Райкин, это "сумасшедшие деньги". Кроме того, полностью оплачивается работа в дни праздников милиции, энергоснабжения, водоканал, коммунальная и другие службы.

В свое время Указом Президента Украины, площадь размером в несколько гектаров сдана в аренду Всемирной организации брацлавских хасидов для создания мемориального центра. Сейчас этот, в прошлом полузаброшенный район благоустраивается. Построено новое красивое здание, которое одной стеной стоит на самой могиле цадика. Построено 9-ти этажное здание гостиницы. Строится самая большая в мире синагога.

Кем же был рабби Нахман, что он так почитаем еврейми многих стран мира? Рабби Нахман был еврейским мудрецом, выходцем из местечка Меджибож, в Западной Украине. Проезжая через Умань он посетил еврейское кладбище, где были похоронены жертвы еврейских погромов движения Б.Хмельницкого, И.Гонты и других выдающихся борцов за самостийну Украину. Он выразил желание быть похороненным вместе с 30 тысячами своих единоверцев, лишенных жизни только за то, что они были евреями. За несколько лет до своей кончины он поселился в Умани и в 1810 году в возрасте 38 лет остался навсегда в Уманской земле.

Он после себя не оставил никаких научных трудов. но завещал, чтобы все его ученики и последователи ежегодно, в день Рош-Га-Шана посещали его могилу и читали здесь кроме положенных молитв Минха, Маарив, Мусаф также Тикун-Аклали -- десять псалмов, которые помогут исправить все в жизни. Обязательным также является цдока -- пожертвование для бедных.

До октября 1917 года хасиды всего мира посещали могилу цадика Нахмана. В 1920 г. правительство приняло решение кладбище снести и землю отвести для строительства жилых домов. Тогда один из богатых киевских евреев купил участок земли с могилой Нахмана и построил на этом месте домик.

В тридцатые годы паломничество к могиле Нахмана прекратилось. Только богатые евреи, в основном из Америки могли себе позволить приехать в Киев, ночью машиной без соответствующего разрешения проехать 200 км для того, чтобы помолиться прямо на улице возле дома, где была могила Нахмана, и к утру возвратиться в Киев под неусыпное око НКВД.

Как же сейчас проходит празднование Рош-Га-Шана в Укмани? Это замечательное зрелище. Гости приезжают на 5-7 дней комфортабельные автобусы доставляют их к улице Белинского, на которой находится могила цадика Нахмана.

До этого, большегрузными автомобилями доставляются продукты питания. И хотя за все 12 лет не было ни одного случая пищевого отравления или другого инфекционного заболевания, по линии всех Министерств Украины за 2-3 месяца до Рош-Га-Шана идут строгие директивы берегитесь, едут хасиды, они могут завезти инфекционные болезни и другие лихости. проверяйте, что они там привезут.

Но все это оказывается лишним. Хасиды с собой привозят свои лаборатории, которые сами проверяют продукты, места приготовления пищи и даже воду. В 1998 году им не понравилась уманская вода и немедленно был организован привоз поды из Полтавы. Большинство питаются в общественно столовой, в которой свои повара, свои официанты, которые находят время для молитв. Когда за столы садится несколько тысяч человек, то это впечатляет.

Столы сервированы образцовыми скатертями, образцовой посудой и в течение чесе все получают несколько блюд с множеством закусок, соусов, кетчупов и т. п. После еды скатерти вместе с посудой выносятся и столы накрываются вновь.

Но самое замечательное - это молитвы. В день пред праздником, ерев Рош-Га-Шана, примерно в 18-19 часов, все снимают свои традиционные черные лапсердаки и одеваются в белые халаты. Идет сплошной поток красиво наряженных людей к синагоге. Все поздравляют друг друга, обнимаются, целуются и занимают места в огромном зале еще строящейся, но уже красиво украшенной новой синагоге и в других помещениях.

Все уже совершили омовение в микве. Начинается миква. Замечательный сильный голос хазана слышен и на улице, где стоят те, кому пока (ведь подготовлен только I этаж из трех) не хватило места в здании. Наступает время молитвы "Встреча субботы".

Многотысячный хор поет "Лехо доди" и песня слышна далеко вокруг. После молитвы "Маарив" все отправляются на вечернюю трапезу, торжественный ужин, после которого молитва продолжается, но уже в индивидуальном порядке.

Почти у каждого приехавшего есть свои записки с просьбами к рабби Нахману от родственников-друзей, соседей помочь в излечении от болезни, в разрешении бытовых трудностей, прочесть особую молитву - все это делается индивидуально, а записки складываются в особые ящики.

На следующее утро все одеты в талиты (талесы) и проводится молитва "Шахарит" и чтение Торы. Вызывает восхищение торжественность момента и трепетное отношение верующих евреев к свитку, данному евреям Всевышним. Особый момент в это время - слушание шофара, игры на бараньем роге. Это неповторимо и, хотя игра длится несколько минут, впечатление от игры виртуозов остается очень надолго.

Один из самых запоминающихся моментов - когда многотысячная, но организованная масса празднично одетых, одухотворенных людей следует к водному источнику, примерно в полукилометре от синагоги. Там нужно помолиться, вытряхнуть пыль и крошки из карманов, как бы сбросить с себя все старое, прошлогоднее, и ритуальный танец у воды, праздничные песни и толпы наблюдающих со склонов прилегающих высоток за торжественным, но непонятным обрядом встречи Нового года.

Вечером - снова молитва. Почти все приехавшие находят возможность посетить чудесный парк Софиевку. И хотя в дни праздника ничего покупать нельзя - евреям запрещено держать в руках деньги - к моменту отъезда все везут домой сувениры: картины, рисунки, различные поделки, которых в других местах земного шара не сыщешь.

А члены уманской городской общины приходят на праздничные молитвы, миньян вместе с городским раввином Альбертом Шварц-Фишем принимают участие во всех мероприятиях.

Праздники Рош-Га-Шана проходят, но еще долго город живет воспоминаниями о торжествах. Отходят в прошлое неприязненное отношение к хасидам. Уже не бывает случаев, когда приходится вмешиваться милиции и специальному полицейскому посту из Иерусалима. Вспоминаются первые годы, когда мне приходилось переводить претензии местных жителей, сдавших квартиры к своим жильцам. Почти все, кто жаловался, что хасиды вывели из строя холодильник (а такие случаи бывали) получали в возмещение полную стоимость. Но жалобы были самые различные. Припоминается мне, как один из домохозяев на полном серьезе доказывал, что хасиды в дни Рош-Га-Шана сломали ему крышу дома. Ему было отказано в возмещении стоимости крыши, так он не совсем трезвым голосом заявил, что на следующий год никто из местных жителей не примет ни одного человека. А сейчас, задолго до заезда оббивают пороги с просьбой поставить на постой хасидов, и уже холодильники не ломаются и вообще нет почти никаких претензий.

В дни Рош-Га-Шана город живет этим праздником. В транспорте, на улицах, на рынке, в магазинах -- разговоры только о хасидах. Праздник Рош-Га-Шана стал праздником города.

Гуральник Лев Ефимович
Председатель городского общества еврейской культуры "Джерело"
Член Совета регионов ЕКУ по Черкасской области

http://billard.imeem.com/blogentry/vCu5_5U0,__________________________

Сентябрь богат не только праздника

...тем, о чем надо помнить, передавая новым поколениям ,поэтому рискну поместить свою дань Памяти,хоть там лично у меня никого не было, но в Умани -- были ...
День Памяти трагедии великой ...
От -- ... Евангелия от ...
... Квитуча Украина -- край родной , --
Собой делилась щедрою душой –
С иноплеменными детьми краев иных, --
Чертой Оседлости , прикованных судьбой .
Годами жили люди по велению Царя ,
Трудились честно, -- ели хлеб не зря,
Не предавали веру древнюю отцов , --
Сквозь тернии пронесЕнную и запрет оков ...
Справляли тайно праздники свои –
Среди свечей зажженных , и в кругу семьи,
Не допуская в свой священный дом --
Ни -- постдронний взгляд, ни --
_______________-- праздной сплетни звон ...
И много лет тот длился симбиоз ,
Родивший роковой -- национальности вопрос,
И непохожестью так раздражавшие своей –
Рождали недовольство средь лихих людей ,
Считающих -- изгоями, всех -- ИХ , --
Приписывая им грехи и подлости других ...
И Богом избранный , как говорят, народ, --
Пытались сделать -- виновным всех невзгод,
Что человечество претерпевало иногда –
И необходимостью найти в другом врага ...

И шли года , свергалися цари , -- и
Войны начинаясь , -- мирно шли , --
Народа странного достойные сыны --
Со всеми рядом шли , не чувствуя вины,
За все происходившее , порой ,
Меняющее резко род людской ...
Гремели вОйны , революции бои --
Служили верно -- дела своего рабы ,
И многие достойные сыны --
Меняли веру древнюю, чтобы --
_________________-- достигнуть вышины ...
Гремели революции и падали короны,
А тот народец древний -- жил и жил , --
Неся себя тропою непреклонно ,
Детей своих талантливых Земле дарил –
В талантах и призваниях Души --
Ниспосланными свыше -- даром Бога ...
чего и власти силой не могли лишить , --
чиня препятствия им ,чтоб трудней дорога ...
Вот Революция собой , казалось, принесла --
Свободы , братства , равенства --
___________________-- победы торжества --
умами , деятельностью изгоев тех, иных,
что возомнили вырвать для детей своих –
другую жизнь , без унижений и обид , --
как жизнь свободную, без униженья --
_________________-- «жительства на вид» ...
И на одной / шестой Планеты --
_______________________-- Победы торжество --
Свобода , Равенство и Братство без оков ,
И все равны Народы -- стар и мал ,
И даже те , кто веры не менял ...--
и этим здорово кому – то помешал ? ...
Большому брату -- странный малый брат –
Не раз , не два -- дорогу перешел , --
Своей энергии -- непрОпитой душой --
Уверенно -- авторитета авангард ...
И зависть глухо копошилась ядовитою змеей
У сильных мира , правящих рукой и сапогом,
Разумности потенциала тех -- «иных» --
-- « Мавр , сделав свое дело , --
_______________________должен был уйти » --
_________-- Та истина стара , как миф ...
Да и в народе слышен шепоток --
-- ...они ...да эти... даже Бог ...—
... да ведь Они его распяли , -- есть слушОк ,
... да и младенцев наших , крови нужен Им глоток ...
Ведь этим и питаются Они ...
А нам -- лишь водка с огурцом, да щи ...
То там , то сям -- по весям , городам --
Те слухи выливались в ураган --
-- «народной мести» -- нелюдей иных ...
И били Их несчадно под лозунгом лихим –
С названьем хлеским , как удар кнута --
-- Спасай Россию -- бей жидов ! -- и ни фига...
... достойный философии финал ...
Ах, как же эта истина проста --
Направить в русло недовольство масс –
Безгласными подсказками -- верхушки глаз !
Да тут еше и за границей «друг» и «брат»--
Явился фюрер , как истории гарант --
Очистить землю от неполноценных рас,
И начинать с -- не вмеру умных -- мой указ ...
Недолго-же якшался наш Союз --
С арийским «другом» , дуя в черный ус, --
Пока не двинул тот предательски войной –
На мирно спавший на рассвете город мой,
Где спали крепко и не чуяли беды --
Такие и иные -- жители страны ...
Когда в других краях тот бравый Генерал –
В концлагерях и гетто руки кровью обагрял,
В Союзе рядом жили и не ведали беды ,
Границы, нАкрепко закрыв на все замки...
А договор о дружбе и предательстве других –
Был как заученный хрестоматИйный стих ...
Гарантом виделся, а кровь лилась рекой
На приграничных землях, а у нас – покой ! –
...и цвета одного та кровь у всех была -- ...

И черным дымом кроется земля --
Цветущая , по – летнему щедрот краса ,
Когда по ней , сминая сапогом врага --
победным маршем наступленья шквал ...
И Украина вся уж под его пятой ,
Где так преступно много тех -- Иных ,--
...как желтых звезд упавший звездопад ...
Кого теперь открыто называют «ЖИД» ...
И об'явленьями весь славный Киев наводнен,
Где предписанием арийскою рукой --
-- Собраться всем жидам -- и стар, и мал , --
вещички ценные и документы , взяв,
чтоб сразу всех -- в обетованный рай ...
О, как послушно собиралися Они --
Нестройными колоннами неспешно шли,
А теплый Киев скорбно золотил их путь –
Каштанов листьев вековая грусть –
Над головой кружилась, падая на грудь ...

Вновь шел Народ Библейскою тропой,
Как в Вечность вековую на постой , --
А оказалось проще , прозаичней все --
К своей могиле -- на массовый убой ...
И население на улицах гурьбой --
--глядело , кто сочувственно крестя рукой,
кто, -- тайно им хотел помочь --
пытаясь спрятать -- сына , дочь ...
А кто -- злорадно пялясь из дверей, --
Тащил добро то, что не взял еврей...
Как дОлог был и короток их путь , --
Чтоб в памяти страницы жизни --
__________________-- всей , перевернуть, --
от первого глотка -- родженья дня, --
и до того, как приймет их Земля ...
Молился кто – то, кто-то молча шел ,
С непониманием в глазах детей вопрос --
Светился, -- скатываясь чистою слезой --
За что ? -- шестиконечным светом звезд ...

Ах , Киевские кручи и яры , --
Роскошных трав полынные ковры , --
Глубокие -- могил не надобно копать, --
Лишь ставить к краю и -- стрелять ...
... и тело птицей раненной само летит, --
и травы содрогались, слыша плоти крик ,--
смиренно принимали в об'ятиях своих ,
невинных жертв -- детей земных ...
Тот яр , что звался -- Бабий Яр , --
В тот страшный день об'ятья раскрывал –
Для тысяч Киевских жидов своих , --
Пока последний стон не стих ...
И -- тишина , над грудой тел немых ,
И переполнен кровью Бабий Яр --
Такой – же алой , как у всех других ,
Так очевидно, если кто не знал ...
И долго там земля хранила стон,
Умерших души, отпуская в небеса –
Там шевелились груды мертвых тел,
Как волосы окрестных , кто глядел –
Окрестных жителей , что видели они, --
Хватило ужаса на все, до смерти -- дни ...
А Украина , -- вся она в ярах --
В других украинских и – селах, городах ,
Как слишком много живших там жидов , --
Что кстати так , для победителей умов ,
Их пресловутой педантичности в делах ,
Их прагматизма статистический кулак !

И вновь прокручиваю пленку я в душе –
Того дня Катастрофы в Сентябре,
С чего названьем страшным – ХОЛОКОСТ –
Вошел в историю Вселенной тот вопрос ...
И мысль ужасная пронзила вдруг меня, --
Что эти тысячи невинных жертв –
--убиты дважды были в тот ужасный день ! –
Их первой смертью было –
____________________-- надругательств терниЯ –
... когда их к Яру подводили, чтоб убить , --
их пытка еще более жестокая ждала,
когда им приказали снять с себя –
все, вплоть до самого, до нижнего белья...
Была убита и растоптана Душа людей,
Воспитанных в чрезмерных рамках чистоты,
Не позволявшей перед кем-либо предстать –
... являя беззащитность наготы ...
Когда вновь хроники сухой, мелькает кадр,
Где люди обнаженные идут гурьбой, --
Старались кое-как прикрыть себя , --
Мужской от женского стыдливо пряча взор ...
... под взглядами детей -- немой вопрос ... –
-- им так скорей хотелось умереть, --
чем тот позор безумья перенЕсть --
стыдом растоптанности – разве нужно жить ? –
... Вот вдруг о чем увиделось , когда --
вновь кадры страшной хроники зажег экран,
вдлядевшись в лица тех убитых жертв,
что обнаженными всех вместе --
____________________-- сталкивали в Яр ...
И всех Их вместе раздевали до – нагА, --
И обнаженными всех вместе гнали на убой,
Еще одна -- недостающая глава --
Чудовищности преступления, --
_______________-- кровь леденящего собой ...

Но вот уже закончилась война , --
Вокруг настали мир и тишина ,
И потянулись по домам -- жиды ,
Кто в бойне жив остался , вопреки ...
Но нет могилы, памятника нет –
У тех Яров заросших новою травой ,
На крОви тысяч тех невинных жертв ,
В беспамятство ушедшие с мольбой ...
Где ж преклонить колени и искать ответ , --
-- За что ? -- случился Бабий Яр , --
и кто от памяти живых -- людской ,--
то место скорби тщательно скрывал ...
Хоть кровью там пропитана земля,
Взывала к памяти , так долго зря ...
Ведь те, кто злодеяние вершил , --
Виновны перед Богом как и те ,
Кто властью данною , -- о том --
______________-- с поспешностью забыл ...
засыпав место то и – глиной, и -- песком ,
...пытаясь нечистотами залить –
ту Память тысяч жертв, --
___________________-- кого хранит земля,
перечеркнув трагедию преступности убийств,
лишив народа целого -- Поминовенья Дня ...
И переполненность тех нечистот ,
Кощунственности надругательства сильней ,
Однажды прорвалась, как тот --
______________________-- чудовищный гнойник –
бездушия политики -- властей , --
и погребла собой людей , -- невинных --
___________________их дома и мирный скарб ,
и , переполненностью позабытых жертв
волною вынесла костей из Яра прах ...
...то было , как проклятие Небес , --
...за надругательство над Памятью живых,
...беспамятства туман , как пелена исчез ,
и Память позабывших -- ожила –
воззвала кровь невинных жертв ,
и гибели поруганной их , тлен , --
К решавшим на казенном уровне вопрос –
о совести , порой, берущей в плен ...

Вот ныне там безлико Памятник стоит,
Стирая истину и тот сентябрьский день,
Когда все были уничтожены из Киева жиды,
Кровавым месивом упав в забвенья тень ...
А рядом с местом скорбным тем
На танцах громко музыка звучит ,
Переключая память грустных тем ,
На жизнеутверждающе – кощунственный мотив...
Ах , как старались уничтожить ИХ тогда,
Названием чудовищности – ХОЛОКОСТ ,
Но и спустя десятилетия, --
___________-– Им Их погибель не простят,
Вновь в памяти народов возбуждая –
-- тот Вопрос ...
P. S. Зачем писала я о том , --
Ведь много так написано уже , --
О людях , шедших тем осенним днем ,
Умолкших на последнем рубеже...
И надо ль память постоянно бередить ? –
Все для себя , эгоистично для себя , --
Пытаясь Им дань Памяти отдать ,
И, запоздало боль Их разделить ...
September, 2006, спустя 65

АллаЗили(винская)-Брозер,Нью-Йорк.