Украинская душа и музыкальная культура

В конце марта впервые в Умани на базе музучилища состоялся семинар завучей музыкальных школ Уманского региона, основная тема которого - сохранение контингента школ, а шире - и жизнеутверждения самого училища, так как именно музыкальные школы нашего региона и есть главными "кузницами" будущих студентов музучилища.
Уманское музучилище играет большую роль в музыкальной культуре города, является своеобразной маленькой филармонией, вокруг которой сосредотачивается вся музыкальная жизнь региона: многочисленные олимпиады, концерты, конкурсы, которые проводятся на его базе.
Директор музыкального училища П.И.Мельник, который присутствовал на семинаре, поднял вопрос о необходимости повышения профессионализма выпускников музыкальных школ.
Но проблема профессиональной подготовки учеников музыкальных школ сопряжена с финансовыми проблемами. Ведь музыкальное образование со спецификой индивидуальных форм занятий является достаточно дорогим.
Как результат одной из форм решения этой проблемы за последние годы - некоторые школы региона открыли отделы искусства и хореографии, превратившись, фактически, в школы искусств ( Уманская школа искусств, Ладыжинская, Маньковская, Ватутинская, Верхнячская).
Наверное, все такие мероприятия и необходимые, и мудрые, но не потерять бы наши высокие традиции, ведь наша система музыкального образования давно признана за границей как наилучшая. Свидетельство тому и победы на международных конкурсах, а среди зарубежных гостей, которые посещали концерты нашего музучилища, все испытывали откровенный восторг и были приятно удивлены мастерством игры наших студентов.
Теперь при музучилище будет действовать методический кабинет - центр методической зоны региона. Его цель: обмен оытом, проведение семинаров, региональных конкурсов музыкальных исполнителей.
Музыкальное училище вносит в жизнь Умани лирическую ноту. Придает городу облик благородства. Его музыкальные коллективы - желанные гости на праздничных концертах, а звучание духового оркестра - неотъемлемая часть общественной жизни города. Но есть еще одна перспективная отрасль - развитие парковой музыки, которая всегда была важной составной частью садово-паркового искусства.
Известно, что граф Потоцкий имел чудесный оркестр, капельмейстером которого был Теодоро Феррари - один из найизвестнейших композиторов в Польше. Мы же имеем на сегодня чудесные коллективы (прежде всего, камерный оркестр, так как пленерная музыка рассчитана, прежде всего, на такой состав оркестра), звучание которых в "Софиевке" возродило бы эту чудесную традицию.
В этом году в день святого Валентина в "Софиевке" на занятиях школы гидов состоялся концерт Уманского камерного оркестра под руководством В. Николаева, в исполнении которого прозвучала пленерная музыка XVIII столетия. Эффект невозможно передать словами: это было состояние большого душевного поъема, очищения, присутствующие буквально плакали. Такая реакция слушателей свидетельствует о глубинной потребности людей в общении с настоящим, высоким искусством.
Умань всегда была заметным музыкальным центром, до революции тут был свой симфонический оркестр и большое количество духовых оркестров.
Музыкальная культура Украины и, в частности, Умани - это наследие нескольких поколений. Какой будет динамика дальнейших процессов - зависит от конкретных шагов сегодня. В идеальном варианте необходима разработка комплексных программ культурно-экономического развития Умани, где музыкальная культура заняла бы достойное место, а развитие искусства стало бы и перспективным и выгодным для города.
Каждая нация имеет свою неповторимую национальную душу, а украинская душа всегда считалась лирической, певучей.

О. Ляшенко.

25.04.04.