Евреи в шахматах
Эта тема меня давно интересовала. Любили наши длинноносые посидеть перед табличкой очередного чемпионата и посчитать долю «инвалидов пятого пункта». Выходило, помнится, процентов 50-60. Расчёты эти, как и по лауреатам в музыке и физике, были вполне нормальной реакцией на «второсортность». В духе: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей!»
Почти целый век, где-то с 1880-х по 1970-е, действительно прошёл при еврейской в шахматах гегемонии. Прежде - в европейском (а значит, «официальном») списке «некоронованных чемпионов» евреев нет: Греко, Леонардо, Филидор, Дешапель, Петров, Лабурдоне, Мак-Доннель, Сент Аман, Стаунтон, Андерсен, Морфи, Блекберн... А ближе к концу XIX - взрыв.
Первые чемпионы мира - евреи: Стейниц и Ласкер, после перерыва (на Капабланку, Алёхина и Эйве) - Ботвинник, Смыслов, Таль. Снова перерыв на Спасского и Петросяна - и Фишер. Ну и куча претендентов: Зигберт Тарраш, Давид Яновский, Акиба Рубинштейн, Арон Нимцович, Мигель Найдорф, Сало Флор, Сэмми Решевский, Рубен Файн, «советская школа»: Бронштейн, Болеславский, Тайманов, Штейн, Геллер, Полугаевский, Белявский, Гельфанд... Даже ваш малопочтенный автор кое-где отметился.
Засим, за самым, пожалуй, в шахматной истории нахрапистым антисемитом Фишером - евреи - мировые чемпионы снова кончились. Если, конечно, не считать папу Каспарова и папу Халифмана.
Доминировали мы тоже не так уж ровненько. Можно объяснить, например, частичное снижение роли евреев в шахматной элите в 20-30-е годы ужасами Первой мировой, прокатившейся боями и высылками по всей области еврейских городков и местечек Восточной Европы. По местам главных еврейских «шахматных центров». Чувствительный и замкнутый лодзинец Акиба Рубинштейн, «железный Акиба», первый в общем мнении кандидат на роль чемпиона, после войны постепенно вышел из элиты, а последние свои десятилетия доживал в польской лечебнице для душевнобольных. Насмотрелся... Сало Флор из Чехословакии, в Первую мировую потерявший братьев, удержался, вышел в «шахматные Наполеоны» (он официально избран перед началом Второй мировой главным претендентом на матч с чемпионом мира Алёхиным) - и сломался на Второй. Вскоре после Холокоста от практической игры отошёл. Травмированная психика сверхнагрузки «чемпионских шахмат» с трудом держит...
Послевоенный всплеск «еврейского лидерства» был в основном за счёт тех из Союза, кто спасся и выжил в эвакуации. А прочая Европа сгорела... И всё-таки, почему мы сегодня не доминируем? Конечно, поныне роль нашего брата (сестры) в элите заметна: Свидлер, Раджабов, Аронян, Юдит Полгар, Гельфанд, Смирин... - но «гегемонией» не пахнет, просто, как и вообще с середины 70-х, сильные игроки-евреи среди других сильных.
Причём процент евреев среди гроссмейстеров ниже, чем, скажем, в 50-60-е, на порядок. А израильские шахматы, несмотря на сотни тысяч репатриантов из «доисторической» и неплохие школы для молодёжи (беэр-шевская, тель-авивская, ришон-ле-ционовская) - всё же с российскими и украинскими даже периода «разброда и шатаний» в «метрополиях» сравнить нельзя. Чтобы увидеть происходящее в перспективе чуть понадёжней сиюминутной, затронем историю.
Собирая материал для исторических глав своего «Тысячелетнего мифа шахмат», приоткрыл я как-то книгу польского журналиста Ежи Гижинского «С шахматами через века и страны». Помните, толстенная такая штуковина (убить можно!) сероватого оттенка, спереди дядя на слоне восседает? После середины 50-х она - почти непременная принадлежность каждого «интеллигентного дома». Перерыл автор большую и беспорядочную кучу информации. Ну и полюбопытствовал я между делом, что там про «устарелых и закаменелых». Нашлась одна фраза: «800 лет назад два еврея, Абн Азра и Абн Ехиах, написали книгу, восхваляющую шахматы». «Абн Азру» я сразу раскусил как Ибн Эзру, комментатора Торы, каббалиста, астронома, поэта... А дальше? О чём речь - без полбанки не поймешь! Покопался я, в частности, в трёхтомной академической энциклопедии «Евреи в шахматах», изданной в Англии в 1990-е. Да, был такой мудрец, законоучитель и писатель: Ибн Яхья, всего лет через 100 после Ибн Эзры. Ибн Эзра и вправду написал гениальную поэму - «Песнь о шахматах» (мы с дочкой её перевели на русский и поместили в книгу), а Ибн Яхья действительно создал серьёзное историческое исследование о шахматах (англичане его приводят в ивритском факсимиле и прижизненном переводе на латынь). М-да...
И это - стандартный уровень знаний о роли евреев в мировой культуре, в массовом сознании массовой же информацией закреплённый! Оно в чём-то и неплохо: чем меньше о нас знают, тем зачастую меньше ненавидят и завидуют. Плохо же то, что этот уровень отношения к своему народу, к его традиции восприняли многие «европейски» и «азиатски» воспитанные современные евреи...
Многими делами наши предки занимались на «весьма высоком» (в системе оценок остального мира) уровне: философия, математика и астрономия, медицина, торговля и финансы, музыка... В этом ряду - и шахматы, многократно нашими мудрецами обсуждаемые (и чаще восхваляемые): Рамбамом, рабби Иегудой Галеви, Ибн Эзрой, Рамбаном... Однако не всё подчёркивает «объективная дама-история» в своих анналах. В норме мир бывал довольно жёстко разделён: политически, религиозно, национально, языками, цеховыми или кастовыми заборами. В европейской культуре обычно упоминаются те еврейские учёные-гроссмейстеры, кто в круг внимания историков-популяризаторов попадал.
Известно, например, что в Испании периода мусульманского владычества и несколько позже (практически, до самого изгнания в 1492-м), евреи играли в шахматы много и неплохо «котировались». При дворе короля-шахматиста Альфонсо Х Мудрого, создателя знаменитой Шахматной академии, находилось множество евреев - учёных, бизнесменов, политиков... Однако об их матчах с испанскими чемпионами я не читал. Дело, видимо, не только в том, что большинство евреев держались несколько обособленно, без необходимости «не высовываясь» за пределы общины (безопасней!). И что даже те, кто в мантии, в модную гонку «а ты быстрее, выше, сильнее?!» включались не очень охотно. В следующие эпохи, при Реконкисте и в годы главенства инквизиции в особенности, нелояльные упоминания о доброй роли и успехах «врагов Христовых» последовательно вымарывались. Хотите поновее аналоги? Полистайте «исследования» историков-нацистов или нынешних древневедов российского «национального лагеря». Несколько фактов.
В VIII - XII веках шатранг - главный, видимо, «предок» современных шахмат, был в арабском халифате и окрестностях «игрой мудрецов», буквально мерилом культуры человека. А как иначе он будет управлять государством? Среди известных его героев - чемпион второй половины IX и начала X века (до 905-го) еврей Аль Мааварди, филолог и философ. Кажется, он дольше всех в истории владел титулом чемпиона мира (!), хотя из-за обрывочности исторических сведений это трудно уверенно утверждать. Арабская (далее европейская) историческая традиция его не то чтобы замалчивает, но особо не акцентирует. В отличие от следующего чемпиона, 20-летним победившего старика, принца Абу Бахья Мухамада Бен Яхья ас-Сули - героя множества книг и легенд, «символа шатранга»...
Судя по появлению периодически евреев-авторов (типа знаменитого «итальянца» Луссены, автора популярнейшего учебника всей эпохи Возрождения), а тем более по упоминаниям в еврейской классике - игра среди носителей «Моисеева Закона» жива и популярна. Рав Герцог, второй Главный раввин Государства Израиль, написал любопытную статью, собрав известные законоположения и постановления мудрецов касательно шахмат. В ней - материал практически изо всех столетий (начиная с XI века, помнится). Вавилонский Талмуд шахматы обсуждает дважды, а это не позднее VI века...
Прелестный анекдот из не очень давнего прошлого. Польский торговец Шимон Винавер, в полагающемся лапсердаке, в конце XIX века приехал по бизнес-делам в Лондон и забежал в шахматный клуб на парочку «лёгких» партий. Тут кто-то из организаторов грядущего международного турнира его подсмотрел и уговорил в состязании («всех звёзд» того времени) принять участие. Махнул на пару неделек на дела пейсатый коммерсант - и занял 2-е место. Поиграл ещё несколько годиков в соревнованиях, особо общепринятую «теорию» не уча (зато мы по сей день пару «вариантов Винавера» зубрим), поскольку всё равно в европейские центры по делам наведывался - и оставил «побрякушки» ради более важных забот. А с кем он в «польских» городках тренировался-разминался? Того не знаем, евреи, пока в «европейскую просвещённость» косяком не двинулись, саморекламой сильно не развлекались.
Вскоре из тех же примерно мест два почти готовых гроссмейстера выпорхнули: друзья Осип Бернштейн и Акиба Рубинштейн (последний едва ли не больше всех в мире возникновению современной шахматной стратегии способствовал - только не пером, как Стейниц или Нимцович, а ходами!). Похоже, играли наши предки между собой весьма недурственно, но вот массовая турнирная практика, с копьём наперевес и титулами - это уже создание брата-Эйсава, испано-итало-германо-англо-французское.
К сегодняшнему. От «еврейской Европы» немного ныне осталось. Из Франции, крупнейшей на сегодня в Европе еврейской общины, в Израиль идёт алия. Страны бывшего Союза более чем наполовину «разъевреялись». Мы по-прежнему почти повсюду, но Израиль и США - два нынче главных (с большим отрывом) места нашего собирания. О «еврейских шахматах» сегодняшней Америки - как-нибудь в другой раз, тема особая и серьёзная. А сейчас попробую ответить на вопрос: почему в Израиле пока не возникла новая «родина слонов»? Почему не рождаются здесь ещё звёзды мирового масштаба?
Первое - не успели. Массовый приезд в Страну игроков и любителей шахмат - в основном, с конца 1980-х, начала «большой алии» из СССР. Своей серьёзной школы в Израиле не было, страна эта войнами, «абсорбциями» многоцветных общин и прочими сотрясениями обычно взбаламученная... А вырастает традиционная культура всего успешней - в мирные передышки между катаклизмами. Создавать прежде «школу» - не было ни средств, ни - господдержки существенной (не до того), ни - возможностей соревнований с соседями (бойкот, да и соседи больше по «шеш беш», нардам). В странах, откуда прибыли многочисленные эмиграции - Иран, Ирак, Марокко, Эфиопия, шахматы - не в числе занятий приоритетных. Конечно, имелось кое-что своё и до «большой алии» - не зря же матчи СССР - Израиль на олимпиадах чаще всего заканчивались вничью (!), - но костяк сборной немало последних лет составляли плотные советские «гроссы» типа Либерзона, Муррея... Хорошие игроки «местные»: Черняк, Ш.Каган, Йеуда и Алон Гринфельды, Рихлис, А.Коган, Косашвили (четверо последние - привезены детьми), Ар-Цви, Лисс, Лев, Манор, Софер.
Но - до мировой элиты ни один не дотягивался, даже не приближался. В том числе - и потому, что в годы молодого роста-подьёма не было у них конкуренции и «плотности атмосферы» типа советской, югославской или голландской, не было повседневно перед глазами образцов «суперигры». Подождите, ситуация может вскоре измениться: приехали же гроссмейстеры из мировой элиты (или близкие к ней): Гельфанд, Смирин, Псахис, да и «просто сильных гроссмейстеров» теперь в Израиле немеряно... Уже на местной почве выросли чемпион Европы Эмиль Сутовский - из Баку перебравшийся мальчиком, Ройз и Эренбург - крепко «за 2600» гроссмейстеры. Дайте еще годика 3-4.
Ещё причина: к шахматам в Израиле относятся с уважением, но - не как к профессии. Страна довольно открытых возможностей в бизнесе, открытых границ. Ситуации СССР, когда умным головам некуда больше было деваться, - почти нет.
А уходят из серьёзных шахмат - кушать-то хочется! - достаточно легко. Либерзон играл в отпусках - инженер-электрик ведущей израильской компании «Хеврат хашмаль», очень талантливый Ронен Ар-Цви около 20 своих лет выбрал «стак маркет», 4 года как в Америке. Восточные общины (половина населения), «европейским шахматам» вообще не особо привержены - есть свои игры, типа нард и различных разновидностей шашек. В итоге: не так уж много людей способно помыслить о судьбе шахматного профессионала. А любителям нынче в элите трудновато.
Ещё - неустойчивость финансовой основы шахмат. Элиягу Левант, очень опытный организатор из Питера, далее Беэр-Шевы, экс-президент федерации Израиля, рассказывал: когда его с командой чествовали после очередного выигрыша Кубка страны - обратился он к тогдашнему премьеру Менахему Бегину с просьбой поддержать шахматы. Ответ Бегина: «Вы приехали из Союза, там деньги в руках у государства, куда хочет, туда направляет. А у нас деньги в руках населения, и я сижу и думаю: как бы мне исхитриться, эти тугрики у публики отнять и на госпроекты (для них же, в частности!) направить?». Частное спонсорство? Евреи Востока, куда лучше европейских умеющие свои кровные на общественные нужды отстёгивать, с шахматами связаны, как говорилось, пока не очень тесно. А поддержка государства и мэрий - присутствует, но при столь динамично меняющейся ситуации, межпартийной склоке, да и, прямо признаться, не очень высоком уровне выполнения обязательств и обещаний функционерами («Восток - дело тонкое, Петруха!») - часто бросает шахматы из огня да в полымя: то густо, то пусто... Юному же таланту нужно немало годиков для роста, и что-то, хорошо бы, постабильнее.
Действуют всё-таки в стране немало шахматных клубов с частным, а больше от местных властей спонсорством, прекрасный «Дворец шахмат» в престижном районе Тель-Авива - Рамат Гане. С января по май тянется ежегодное «Командное первенство страны» в нескольких лигах, гроссмейстеров по 20-30 и мастеров под сотню задействующее, средний уровень игроков - почти как в России, а число гроссмейстеров на душу прогуливающегося по набережной населения уступает только Исландии (поскольку там населения-то - до 300 тысяч!). «Маленькое израильское (шахматное) чудо», по определению Лёвы Псахиса, «чудит», но... Немного недостаёт там, немного тут.
Суммируя: шахматы в стране - солидный, но не «национальный вид спорта». Подождите, несколько лет пробежит, «русские» встанут на ноги поосновательней - экономически и политически, а они шахматы чтят. Хотя - кто может предположить, что будет в Израиле через месяцы, не только через годы?!
А.Юдасин, Еврейский мир
http://www.evreimir.com/
Recent comments