Назначаю свидание осени

Алла Зили

Осень...
Она волнует сердца художников, поэтов, композиторов. Сколько создано художественных, литературных, музыкальных произведений на осеннюю тематику... Петр Ильич Чайковский, создавая "Осеннюю песнь" во "Временах года", писал: “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта", Наслаждаясь осенними пейзажами, пропуская их через душу и сердце, композитор выразил это все в своей бессмертной музыке...

Вот и в Софиевке в этом году была очень красивая осень. И хоть виды Софиевки заполонили многие сайты, все же осенней Софиевки почти не встретишь...
А наш парк, согласитесь, заслуживает того, чтобы создать своеобразные фотоальбомы на тему "Времена года в Софиевке". И так судьбе было угодно, чтобы первым альбомом стала осень... К романтической привлекательности парка добавилась красота осенней меланхолии.

Уходя в осенний парк, я взяла с собой своих коллег по сайту из группы поддержки, уманчан - поэтессу Аллу Зиливинскую (Брозер) и редактора-модератора Шурика. И всех вас, дорогие мои читатели, я приглашаю в осеннюю Софиевку! Под осеннее настроение прозвучат воспоминания наших уманчан, мифы, легенды и сказки, которыми полна Софиевка, а также - стихи об удивительной осени, какая была в этом году в нашем парке...
P1000190
Алла:

Осенний, Софиевки, вальс ...

Ах, как крУжатся , крУжатся листья,
Тихо падают с дерева, вдруг,
Золоченные, Осени, кистью, &
Завершая свой жизненный круг ...
&
Осень тихо подкралась, незримо,
В летних хлопотах жарких, хмельных,
И курлыканьем клин журавлиный,
Оглашает Осенний триптих ...
&
А в Софиевке высятся клены
В разно-пестром круженье листвы,
И каскадов летящие склоны
Манят пеньем журчащей воды ...
&
В пышных кронах дубов многолетних
Заблудившийся ветер поет ... –
Где о Пушкине память столетья
Непомеркнувшим словом живет ...

.... листья с шелестом падают в Лету –
На поверхность беззвучной воды ...
Золотыми монетками лета,
В Мертвом озере пряча следы ...

Обнажение статуй античных
Отражается в вечной воде,
Женских тел, целомудрия, вечность,
Погружаясь, плывет в глубине...

И Долина Гигантов хранящая
Страсти тайные древних Богов,
Как людские сомнения тяжкие –
В Львином Гроте - отчаянья гром ...
.... или, может быть, плачем раскаянья
Грот грохочет и ночью, и днем,
Всем живущим, как напоминание
О потерях, что не сбережем ...

Камни вечные, мхами поросшие,
Словно жизни ступени годов,
Три слезы – водопадом из прошлого,
Вновь навеяли юность из снов ...

Камни, камни - застывшая музыка,
И лишайника мрамор седой,
Кольца времени, вечного ключика,
Жажду смоют студеной водой ...

Сколько лет те хрустальные струи –
Выбиваясь, журчат из земли,
Словно любящих губ поцелуи,
Пот смывают с уставшей Души ...

Распальцованность, золота, листьев ,
И колючий каштановый взгляд
Распахнул свой зрачок шелковистый
Удивленностью, выката, глаз...

В той тени кареглазых каштанов,
Что бушуют цветеньем весной,
От Центральных ворот - до Фонтана,
Словно в Вечность дорогой пройдем ...

И Фонтана летящие крылья
Так стремятся заоблачно ввысь,
Над изгибами шей лебединых,
Что в любовном порыве сплелись ...

Вот прошла я в кружении вальса
От начала пути - до конца ...
Чуда встречи желанием страстным,
И не встретив родного лица ...

Но Софиевки очарованием –
Как и прежде, душою полна ...
Жизни прожитой воспоминанием -
До земного последнего дня ...

А Софиевка - вечным творением
Славит, скромную, Умани стать,
Сердца Памятью - вечным волнением
На свиданье к себе будет звать!
* * * * *
P.S. Не хотелось так длинно, но – тщетно!–
Как несметны красОты Земли,
Мир велик Посвященьем Любви,
Так Софиевка - редким Шедевром
В честь Софии - безумьем Любви ...

....и опять тихо крУжатся листья
Над седою моей головой ...
Дав, Софиевки, сном насладиться,
Что навеки владеет Душой ...
P1000199
Знакомясь с Софиевкой в натуре, вы сможете убедиться в том, что многое здесь действительно похоже на сказку, ведь в основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции. По замыслу архитектора парк является наглядной иллюстрацией к отдельным частям поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея". Софиевка тем и славится, что она построена на классической основе. Любая композиция или малая архитектурная форма не только красива внешне, но и содержит определенный замысел, выражает идею мифа или какого-либо события, и все это настолько продумано и увязано между собой, что в общем сливается в единую симфонию красоты
P1000294

Однажды родившиеся здесь, и все свое детство проведшие в софиевских пенатах, через всю жизнь несут свои воспоминания. В итоге эти люди своей светлой, богатой душой и высокой духовностью обязаны Софиевскому парку. Иметь в детстве такого друга как Софиевка - это похоже на сказку...

При входе в парк, справа, просматривается подход к миниатюрному Женевскому озеру... о котором вспоминает Алла Зиливинская (Брозер):

- Любимые места в Софиевке - каждое место было любимо, и связано
с каким-либо приключением. Мне кажется, что современные дети
утратили фантастический мир романтизма, почерпнутый из книг, к
сожалению... -
P1000298
.... Было у меня в Софиевке излюбленное место моих игр, скитаний и раздумий о жизни ... Это была старая каменоломня из розово-красноватого гранита, с трех сторон огражденная отвесными стенами, как природными декорациями в театре, заполненная внутри водой и заросшая буйной дикой растительностью ... От этого места начинались мои походы вглубь таинственных чащ и красот огромного царства Софиевки ... , в котором я знала каждую потаенную тропинку - откуда и куда она могла вывести, что даже не раз выручало в жизни, выводя меня из нежелательных ситуаций. ...

P1000169
Каменоломня
....Я ее обнаружила сразу, с первых же шагов моего ближайшего самостоятельного знакомства с царством Софиевского парка, т.к. она находится сразу у главного входа, справа по мостику через речушку Каменку, по еле приметной тропинке вверх, скрытая от непосвященных зарослями кустов и диких трав. Перейдя по мостику по тропинке чуть вверх, сразу видишь это естественное творение природы, в выбранном людьми каменном мешке. Подземные вОды наполнили дно образовавшейся ямы, по более мелким краям заросшей буйными зарослями камыша, осоки и других диких лесных растений. В прудике, в темной, коричневатой, но абсолютно прозрачной воде колыхались водоросли, в зарослях которых копошилось масса всяких водяных обитателей, некоторые пугали своей зловещей внешностью, угрожающими жАлами, страшными клешнями и хищными челюстями. Все это там бурно двигалось, размножалось, часто пожирая друг друга.
Настоящее сотворение Жизни на Земле в миниатюре, а потому в воду лезть не было охоты даже в сильную жару, хоть глубина была, скорей всего, не велика, но пугала темная холодная вода, населенная подобными тварями. Передний край устилали плоские каменные плиты, вровень с которыми плескалась вода, с трех сторон окруженная отвесными стенами из розово-красных камней, ступенчато поднимавшимися от плоского переднего края все выше и выше, достигая на противоположной стороне высоты 3-хэтажного дома. У этой высокой отвесной стены была выступающая из воды сухая полоска берега, манящая обилием солнца и буйно цветущими болотными растениями, но чтобы добраться до нее, неизбежно было погружение в воду. Но я все же нашла путь к заветному бережку. В дальнем углу каменоломни рядом с сушей росло дерево рядом с отвесной стеной, одна из боковых ветвей которого достигала верхней части отвесной стены, распластываясь над ней. Обойдя вокруг по краю горы, я прошла по распластанной ветке над пропастью до ствола, и по стволу спустилась на заветный бережок. О, какая это была радость открытия и преодоления! Но это был только мой путь, т.к. никто из моих подруг не решался проделать его, как я их не уговаривала - тщетно! Все же остальные могли лишь наблюдать, лежа на плоских нагретых камнях за водными обитателями. О, как это было завораживающе видеть, как под водой лентами извиваются пиявки, строит свой домик личинка ручейника, угрожает страшными челюстями личинка такой нестрашной стрекозы, угрожают своими острыми жАлами-хвостами водяные скорпионы, без устали снуют головастики и жуки-плавунцы разных размеров, гладкие и симпатичные, с мохнатыми лапками-веслами! Мы их ловили сачками и банками, наблюдали за ними, приносили домой, но они неизменно и коварно улетали от нас. Это было моим любимым местом раздумий и наблюдений, куда я часто приходила с подругами, а потом и с моими подрастающими детьми, которые тоже прониклись магией его.

...Там однажды ранней весной, придя с верной подругой Эличкой, я страшно глубоко порезала указательный палец, пытаясь оторвать лист осоки, не зная, насколько он режущий ...Порез был настолько глубок, что кровь долго невозможно было остановить, хоть весь тающий лед на воде я измазала кровью, а шрам от того пореза до сих пор белеет на пальце правой руки, нарушая дактилоскопический природный рисунок ... быть может, врезав в память еще больше это место, как детскую прививку ...
A высоченные деревья вдоль речки Каменки, из низины тянущиеся в поднебесье, голые зимой и ранней весной, но так привлекавшие нас пышными вечнозелеными букетами такого колдовского и символического растения по имени – ОМЕЛА, росшей на недосягаемой высоте, и дарившей нам лишь упавшие веточки на рыхлом талом снегу, которые мы благоговейно собирали в букетики, даже зимой, любуясь необычностью этих реликтовых веточек, украшенных беловато – прозрачными шариками

 008
плодов ... А пройдя выше по течению речушки, я увидела необычное дерево, как бы прижавшееся к покрытому мхом огромному камню, вышедшему из крутого склона земли ...
Как потом я узнала, это был один из коллекционных экспонатов Дендропарка - Болотный Кипарис, привезенный из-за морей основателями Дендрария...

Там же однажды я встретила чудо природы в виде изумрудной древесной квакши-лягушечки, с очаровательными липкими зелеными шариками на кончиках пальчиков ее лапок. Какое чудное творение Природы! – которое, сколько я не пыталась потом еще найти, чтоб показать подругам или детям, больше не попадалось мне... И только перед отъездом в Америку в 1997-м году, будучи последний раз там, прощаясь, скорей всего – навек, я вдруг опять повстречала такую же, как и в детстве, изумрудную древесную миниатюрную красавицу! Так символично, как подарок Свыше ... Может, так и есть " -...

В 30 годах ХХ века это был обыкновенный карьер, где добывали гранит. Позже, когда работы прекратились, это место начало заполняться водой, большей частью - естественных осадков, хотя знающий человек может найти в стене каменоломни маленький родничок, который также подпитывает ее водой. Но каких-нибудь мощных источников на дне ее нет.
И так как территория парка от центральных ворот до Павильона Флоры, благодаря намеку местности на скалы с озерами, называлась Малой Швейцарией, то это место получило название - "Женевское озеро".

P1000158

Алла Зили

… И снова - Осень 2006 -го ... .
перелистав листка календаря виденье -
которая по счету - от рожденья ... ? -
- ступеньку урожайности годов былого
перешагнула, не споткнувшись,
и , дальше побрела тропой незримой ...
... быть может, несколько согнувшись ,
под ношей, жизни дней, - преодолимой...

В Софиевке много таинственных мест, как, например, грот "Зеркало Дианы" - темная пещера под скалой, закрытая железной решеткой на замок.

 003
Вход в него закрыт с чисто гигиенических соображений, поскольку из родника грота в город ежесуточно поступает около 280 м3 воды. Построен грот в 1796-1800 гг. на подошве каменистой гряды. Его стены высечены в скале и выложены из крупных гранитных глыб, а конический свод выполнен огромными клинообразными камнями. Как утверждает В.Иващенко (1895) раньше в гроте стояла беломраморная статуя Дианы, которая слабо освещалась небольшим пучком света, проникающим через люк сверху свода грота. Ее отображение в хрустально чистой воде неглубокого прямоугольного бассейна, высеченного в центре гранитного пола грота, отражалось, как в зеркале. Отсюда и название - Грот "Зеркало Дианы". Здесь берет свое начало родник, который питает источник Гиппокрены и Серебряные ручьи.

-Диана - римская богиня растительности, олицетворение луны. Диану отождествляли с Артемидой, поэтому она также считалась богиней охоты и покровительницей диких зверей.
Артемида, согласно мифу, любила отдыхать в прохладных, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Однажды Актеон охотился со своими товарищами в местах, где отдыхала богиня со своими подругами - нимфами. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, увитый зеленью, возле которого журчал прозрачный ручей. Всюду царила тишина, покой и прохлада. Актеон вошел в грот и увидел там Артемиду, которая, отдав свой лук и стрелы одной из нимф, готовилась к купанию. Заметив входящего в грот Актеона, нимфы с криком окружили богиню, и она в гневе превратила Актеона в оленя, который пытался спастись бегством, но был настигнут и растерзан собаками, постоянно сопровождающими Артемиду. Так погиб Актеон, нарушивший покой Артемиды, единственный из смертных, увидевший дивную красоту дочери Зевса и Латоны.

Здесь создается впечатление, что Л. Метцель воссоздал в натуре сюжет из мифа об Актеоне и Артемиде. Здесь все есть: и грот, и прозрачный ручеек, и тишина, и прохлада, и покой.

Сколь бы пристально вы не всматривались в хаотически нагроможденные здесь гранитные глыбы и скалы, невозможно заметить ничего искусственного, противоестественного. Древний греческий миф о рождении мира в вашем воображении живо рисует меняющиеся одна за другой картины.
P1000194
- Новое поколение богов, расположившихся на вершинах Олимпа во главе с Зевсом, вело битву против титанов, которые заняли гору Острис во главе с отцом Зевса Кроносом. Десять лет продолжалась смертельная схватка, Зевс непрерывно метал во врагов молнии, а его сторукие помощники бросали в титанов одновременно триста скал, осыпая их как бы тучей камней. Наконец, титаны были побеждены, но против олимпийцев восстал род гигантов. Для победы над ними был призван Геракл, который вместе с Дионисом, неожиданно пришедшим ему на помощь, победил гигантов.

Перед вашим взором места прошедших сражений, картина, написанная не в мастерской художника, а созданная в натуре руками, потом и кровью безвестных героев, крепостных Потоцкого...

Вспоминает Шурик, редактор - модератор сайта:

-"Мы играли в жмурки в гротах с друзьями и одноклассниками. Я, помню, лазал по огромным камням, и каждый раз удивлялся, как такие огромные глыбы люди притаскивали сюда. Всегда, когда проходили мимо "Камня смерти", вспоминали, как крепостные погибли под огромной глыбой." -

Я пыталась выяснить у Шурика, в каком самом красивом месте он прогуливал уроки? И приходилось ли ему видеть луну в парке?

- "Я был прилежным мальчиком и уроки не прогуливал в парке...Ночью не был в парке, как - то страшновато было.
Помню, всегда забегал в Павильон Флоры и начинал петь.. эхо такое было, что казалось - я оперный певец! А как я любил наблюдать за фонтаном змеи, просто это было какое-то чудо..
Очень нравилось место Храм Фетиды. Это было место встречи моих знакомых. Остров любви был самым любимым, у меня даже картина есть - в офисе на работе висит остров любви, как в сказке.
А на лодке катался, и представлял, как будто в старину, как в каком - то приключенческом фильме плывём ( в подземном лабиринте, - прим. авт.) и ищем что-то интересное, таинственное".-

P1000247

Да вот, собственно, и шлюз, и лодка, готовящаяся к отплытию...
У Амстердамского шлюза всегда многолюдно, шумно и весело. Здесь туристы занимают очередь и ждут, чтобы совершить путешествие по подземной реке Стикс.

-Стикс (Ненавистная) в греческой мифологии божество - по имени которого дано название одной из рек, семь раз огибающей подземное царство Аида. Стикс - одна из старейших дочерей Океана и Тефиды. Во время раздоров Богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой Стикса, принесенные Эридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на десятый год возвращается назад. От брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь, которые всегда сопутствовали Зевсу.
По реке Стикс мрачный Харон перевозит умерших в подземное царство Аида за определенную плату. Аид - в греческой мифологии владыка царства мертвых. Вход в него охраняет чудовищный трехглавый пес Цербер. Суд над мертвыми, попавшими в подземное царство, вершат сыновья Зевса - Минос, Эак и Радаманф, которые направляют души умерших или на Елисейские поля и Остров блаженных или в Тартар. Тартар - в греческой мифологии пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида. Тартар - это нижнее небо ( в противоположность Олимпу - верхнему небу).

P1000188

От Амстердамского шлюза по подземной реке Стикс, минуя периодически появляющиеся люки-колодцы, лодка выплывет в круглый бассейн, названный Мертвым озером, вода из которого по каскаду гранитных ступеней, с шумом, образуя Большой водопад, низвергается в Нижний пруд...

Алла Зили
Осень краски лета разбросала,
Изобилия транжиря половодье,
Расстелив цветное одеяло,
Пестрых лоскутков плетя поводья ...
Еще очень яркая и молодая,
Держит вожжи сильною рукою,
Урожая тяжкую повозку запрягая,
Скакунами с гривой золотою ...
И, покуда, солнце щедро греет,
И венец на голове прекрасен -
Хлебных пашен и плодов созрелых,
Осень хороша, как день вчерашний ...

Завершив свой круг Земли вращенья,
Дней цветения Весны - осенним златом,
Обернувшись чудным превращеньем ...
И приветом отпылавшего заката.
Связью дней былых и настоящих,
Осень не жалеет сил растраты -
Даром теплых дней летящих,
Пред порой холодной, предстоящей ...
Пред порой раздумий осмысленья -
Обретения находок, иль утраты,
И в тепле от догорающих поленьев
... ожидание Весны возврата! ...

p1000120
Гуляя на Елисейских полях, мы вышли на площадку, посредине которой лежит камень, напоминающий черепаху. По преданию, именно здесь София угощала Александра I чаем. Справа - самый огромный, высеченный в естественной скале, грот, названный Львиным или Громовым. А еще он назван гротом Калипсо, что в большей мере отражает замысел зодчего, о чем свидетельствует миф о нимфе Калипсо и странствиях Одиссея.

-После долгих скитаний и приключений волны выбросили Одиссея полуживым на песчаный берег острова Огигии. Потерпевшего кораблекрушение нашла нимфа Калипсо, жившая в прекрасном гроте, вокруг которого росли кипарисы, тополя, осины, сосны, кедры и платаны. Весь грот зарос виноградными лозами, и с его стен свешивались спелые гроздья винограда. Из четырех родников текли серебряные струи, а вечнозеленые луга пахли фиалками. Калипсо поила Одиссея нектаром и кормила амброзией. К нему быстро возвратились силы и здоровье. Божественная спасительница обещала ему бессмертие, вечную молодость и просила, чтобы он стал ее супругом. Но он целыми днями сидел на берегу моря и смотрел вдаль, скучая по своей родине. На восьмом году этого любовного плена неожиданно появился посланник богов Гермес и вошел в пещеру. В очаге горело смолистое кедровое дерево, Калипсо хлопотала вокруг ткацкого станка и пела. Увидев посланца с Олимпа, нимфа покорно выслушала приказ Зевса вернуть Одиссея на родину. Калипсо не могла не выполнить волю Зевса, но все же упрашивала Одиссея остаться с ней. Однако желание последнего вернуться на родину было слишком сильным, и Калипсо, дав Одиссею припасов на дорогу, простилась с ним. Одиссей соорудил плот, установил паруса и, гонимый попутным ветром, вышел в море и вскоре возвратился на свою родину - остров Итака.-

Грот достаточно просторен. При входе на правой стороне еще остались чуть заметные выдолбленные в скале две строчки на польском языке, принадлежащие, якобы, самому С.Щ. Потоцкому: "Потеряй здесь память о несчастье и прими счастье вещее, если же ты счастлив, так будь счастлив еще больше".

P1000344
Но ведь, Софиевка - это не только шедевр садово-паркового искусства, а и садово-парковое искусство, тесно переплетенное с воспоминаниями нашего детства, всех, кто вырос на этих берегах... и, глядя на этот берег, память приносит строчки из песни Александра Малинина:

Берега, берега,
Берег этот и тот,
Между ними река моей жизни,
Между ними река
Моей жизни течет,
От рожденья течет и до тризны...

Алла:

- Детские воспоминания о Софиевке, юность - это целый огромный мир,
когда дни бесконечно долги и пронизаны солнечным светом -

В Софиевке заросшие кувшинками пруды,
Их притягательная колдовская сила -
Что мы до вечера не вылезали из воды,
Покуда нас водою не тошнило! ...

Купаясь целый день до посинения,
Мы ветку зажимали между ног ,
И, плавая с той вертикальной веточкой,
Шутили и смеялись мы с беспечностью,
Что, будто бы, из попки вырос от вербы росток ...

Девчоночьи косички не премудрые -
Так щедро напоенные водой,
Расчесанные шелковыми струями,
Струились шелком и росли как зверобой ...

И гибкие тела русалок - девочек
На солнце бронзовели как цветок,
Что, поднимаясь из глубин, до вечера -
Венчал собой стихии водной уголок ...

А мы, охваченные лаской,
Прервать не в силах плен тот водяной,
И околдованные лунной сказкой,
Сомнамбулами вечером брели домой ...

Жива в душе и ныне магия тех лет ,
Воспоминания так окрыляют душу,
И льется призрачный из Детства свет,
Былою сказкой дней минувших ...

воистину.... мы только с Александром Малининым допоем:

"А на том берегу - незабудки цветут...
А на том берегу - звезд весенний салют!
А на том берегу - там, на том берегу
Было то, что забыть - никогда не смогу... -

 004
Здесь и поныне живет сказочная страна нашего детства, приводя в восхищение и трепет вновь прибывшего путника

 010
В немом танце, подняв "руки" вверх, застыла Лесная Кикимара, сказочный персонаж. И, кажется, еще мгновение... и она начнет двигаться, кривляться, корчить рожи, делать милые гадости и "метать" Кикимарскую "мудрость"...
Китайская шелковица

P1000286

Алла Зили:

Златая Осени грустинка -
Пока до зимних бурь дале'ко...
Летит, сверкая, паутинка
И журавлиный клин высо'ко...
Обвил березкины колени
Гуляя, бесшабашный ветер
В лесу, что стал внезапно светел,
Растратив сумрак летней тени...
И серебро холодной льдинки
Прогля'нуло сквозь позолоту,
Рассыпав яркие росинки
Созревшей клюквы по болоту...
И ранний утренник растаяв,
Роняет слезы на покосы,
Искрясь на солнце, украшает
Травы нечесаные косы...
...так хрупки веточки березы
под ветром вдруг зашелестели,
рассыпав золота монеты...
И день окончен, солнце село
За дальний лес на горизонте...

Большая гранитная глыба, наполовину выступающая из воды. Ее назвали уже в ХХ веке Камнем смерти. Существует даже легенда о сотнях крепостных, погибших при падении устанавливаемой скалы. Однако, на строительстве "Софиевки" этого не могло произойти. Архитектор Л.Метцель, чрезвычайно тонко и точно рассчитавший намного более сложные по замыслу сооружения, не мог допустить такой оплошности. Эта глыба лежит там, где ей положено быть согласно замыслу зодчего, недалеко от Левкадской скалы. Скала эта связана с трагическими событиями, имевшими место в Древней Греции, и в частности, в жизни поэтессы Сафо ( VII - VI вв. до н.э.)
P1000154
-Родиной Сафо был остров Лесбос в Эгейском море. Поэтесса организовала из знатных девушек кружок, в котором обучала их музыке, составлению песен, пляскам, и назвала кружок "Домом служительниц муз". Согласно греческой мифологии, на этом же острове проживал некий смертный Фаон. Однажды ему случилось перевозить лодкой богиню любви Афродиту. С нее он не взял полагавшейся платы. В награду богиня дала ему чудесное снадобье, сделавшее его юным красавцем. Все женщины влюблялись в него, но Фаон отвергал их любовь. По версии, изложенной римским поэтом Овидием, в Фаона безумно влюбилась Сафо, но отвергнутая им, покончила с жизнью, бросившись в Ионическое море с Левкадской скалы. (Левкада - от слова "левкос" - белый) - мифическая "белая скала" на крайнем западе у входа в подземное царство Аида.-
Исходя из вышеизложенного, можно предполагать, что этот камень по замыслу символически обозначает остров Лесбос.

P1000160
Шурик:
"Осенние листья летят и летят" - как Райкин пел, а потом Пугачева. Я люблю осень, когда листочки меняют цвет свой. У нас разные цвета тут,,, красные листья на деревьях, прямо как огненное дерево...бабье лето люблю, когда тепло и наслаждаешься красивой осенней природой. Ну, а любимое время года, наверно, зима...Люблю мороз, и когда много снега на дворе.."

P1000312

Алла:

Oсень для меня - закономерная неизбежность и безмерная грусть, хотя, бесспорно, имеющая свою прелесть, как все в природе. -

Есть в осени любой хорошее всегда -
Еще свод неба - голубой, и не пронзают холода ... –
- еще Сентябрь, как лета продолженье,
и сбора урожая сладкое броженье ...
И даже в Октябре - есть
прелесть меланхолии, -
Кружение листвы, и красок,
увядания, гармония ...
Воспоминаний время, и,
чего-то, осмысления,
И даже время моего далекого рождения ...
....Ноябрь ... - так много
горестного для меня ...
И краски меркнущие Жизни дня ..
Но и тогда встречается нечасто –
Когда сияет солнце, голубеют небеса, как счастье ...
И тишина - лучом прощальным жизни ...
И много света обнаженностью новИзны ...
А первые морозцы, и
пронизывающе холодные ветра
Дают почувствовать все прелести
домашнего тепла,
как радости уютного жилья, хотя ...
.... наверное, любого, - был бы
кров над головой,
Да стены, и Любви огонь живой ...

- Но люблю я безмерно весну и всегда жду ее с вожделением, наблюдая
пробуждение после холодного сна - набухшие почки, готовые взорваться смятыми
молодыми листочками и цветочными бутонам, вспухшую бугорками землю, откуда
показываются всходы первых весенних цветов с невероятной силой пробивающих
своими нежными стебельками любые препятствия на пути, даже взламывая
безжизненный асфальт! И все поет и ликует под солнечными лучами, и везде - звуки Жизни..."

P1000256
Царь Фракии Орфей был певцом. Когда он пел, деревья склоняли к нему свои ветви, реки останавливали свой бег, дикие животные ложились у его ног и, окруженный всеобщим вниманием, он играл. Его женой была нимфа дерева Эвридика. Любили они друг друга безмерно. Все, кто хоть раз видел Эвридику, не мог не полюбить ее. Так случилось и с Аристеем - сыном Аполлона и нимфы Кирены. Он увидел Эвридику в долине Темпе и, не зная, что она жена Орфея, начал ее преследовать. Эвридика бросилась бежать, но ее укусила змея, и она умерла.
Убитый горем Орфей отважился спуститься под землю, в подземное царство Аида. С собой он взял лишь свою волшебную лиру. Его игрой были покорены все стражи подземного царства - Харон, Цербер, неумолимые Эринии, и сам царь Аид. Он возвратил Орфею Эвридику и приказал Гермесу вывести их на землю, при этом, предупредив Орфея, что он ни в коем случае не должен оглядываться назад. Они были уже почти наверху, когда Орфей, не выдержав все же, оглянулся назад, и на сей раз - утратил Эвридику навсегда. Орфей один вышел на землю. Больше его лира не играла, и голос не звучал. Однажды ночью он наткнулся на дикий, обезумевший, опьяненный вином кортеж бога Диониса, и шальные менады, спутницы Диониса, разорвали его на куски. Голова его упала в реку, воды которой вынесли ее в море, а морские волны прибили ее к острову Лесбос. При этом помертвелые уста все еще повторяли имя Эвридики. На острове лесбос голову Орфея погребли, и на его могиле появился оракул, она стала местом, где оглашались предсказания.

Остров Любви

Анна Вахламова

Софієвко, моє ти чудо!
У барвах осені ясна.
Завжди приваблювати буде
Твоя нев’януча краса.

У тиші стомлені алеї,
Фонтани струменів мовчать...
Лиш водоспад спадає з скелі
Та бризки іскрами горять!

Яка ж то осінь - слів не стане -
Вода як дзеркало блищить,
В намисто вбравшись у багряне
Верба красуючись стоїть..
.
Додолу похилились віти,
Туман над скелями пливе,
Осіннім сонечком зігріті
Стежки чекають тут мене..

Софієвко, про тебе мрію,
До тебе знову я прийду -
Свою любов, свою надію,
В осіннє золото вкладу...

P1000252
За мостиком раскинулась Долина "скорби и печали" - место, где невольно смолкает беззаботная речь и громкий смех. Маленькая речушка разделяется на три рукава. Ниспадающая вода заставляет задуматься о безвозвратности и быстротечности времени, перед которым никто не властен. Слева, на пьедестале полуразрушенная колонна - все, что осталось от былого величия дворца. И даже некогда игривый лев, царь зверей, уснул вечным сном. Почти в каждом романтическом саду были места, заставляющие человека задуматься о смысле бытия, о быстротечности времени. "Сегодня ты герой, а завтра ты - никто". Многие памятники носили личностный характер. Первые трое детей у Станислава-Феликса Потоцкого с Софией умирают почти одновременно в детском возрасте. Предполагают, что их жизни унесла эпидемия. Поэт Станислав Трембецкий упоминает, что здесь покоятся души Константина, Николая и Гелены и сердце переполняет печаль и тоска о безвременно ушедших малютках. Поэтому каскад "Три слезы" символизирует плач родителей по умершим детям, "разбитая" или "усеченная колонна" - разрушенную жизнь, а "спящий лев" - охраняет покой умерших.

P1000285
Алла Зили:
Вот уже и первые седины –
На деревьях желтизной листочков ...
И не слышно ночи соловьиной -
Лето кончилось печалью многоточья ...
Всем давно знакомые приметы
Говорят об Осени приходе,
Хоть Душа еще в мечте о Лете -
Не торопит перемен в Природе ...
И сверчки еще свои не отыграли
По ночам скрипичные концерты,
Хоть летят на солнце с паучками -
паутинки - Осени конверты ...
Да, еще одно - отпело, отгуляло
Лето красное во времени круженье,
И пора опять готовить одеяло –
теплое, на пору зимней лени ...
... вывешу на солнце одеяло,
Что зимой мне Душу отогреет,
Чтобы впрок шерстинками вобрало –
Все тепло, что небо не жалеет ...
Чтоб меня, как кокон в паутинке,
Летом, солнца сотканной лучами,
Грели б сны - Надежды-невидимки,
Долгими по-зимнему ночами ...
А пока - по-летнему так бодро
Льет тепло в небесное оконце
Солнце, ночью - месяц предвещает вЕдро ...
И играют, свадеб звоном, - кОльца...

P1000251

На противоположной стороне речки, справа - "Символическая могила" Гертруды Комаровской, первой жены графа Потоцкого, якобы задушенной во время ее похищения ватагой неизвестных гайдуков с постоялого двора 13 февраля 1771 года. Это, нашумевшее в 18 веке, преступление до сих пор остается нераскрытым. Вина Потоцких была не доказана. Подозрение упало на родителей Потоцкого, которым брак сына с представительницей небогатого семейства был не выгоден. Венчание Потоцкого с Гертрудой Комаровской было совершено тайно от родителей Феликса. Это и привело, как считают, к последующим событиям. Впоследствии, в жизни семейства и самого Станислава-Феликса Потоцкого произошло очень много драматических событий, но он через всю жизнь пронес память о первой любви и просил после смерти одеть ему на шею медальон с локоном волос Гертруды.
По преданию, когда строили парк, Потоцкий попросил устроить памятное место, где бы он всегда мысленно переносился к той, чья любовь навсегда осталась в сердце. Три небольших малоприметных камня у подножия холма, это - камень-надгробье, наклонный камень - символ скорби Потоцкого за Гертрудой, и камень - "подушка", которой она была задушена.
На расстоянии времени по-философски воспринимаются события давно минувших дней, но нет-нет и защемит сердце от этого печально-трагического повествования..

P1000213
Все дальше, дальше отступает лето...
Осталось там, за переулком, в памяти...
Холодные закаты и рассветы
Стоят на горизонте за туманами.

И в воздухе, пересекая солнца луч,
Летает бабье лето серебристым коконом.
Гоняет ветер в небе стаи туч
И клен играет золотистым локоном

В лесу звучит надрывная мелодия,
Из желтых и оранжевых аккордов.
Царица светлой грусти- меланхолия
Свой празднует кураж восторгов.

Кроваво-красный дикий виноград
Как полымя объял стволы деревьев,
И зазвучат зазывно, как набат,
Осенней грустью желтые метели.

И крики птиц, сбивающихся в стаи,
Перед полетом длительно-томительным
Нам посылают горькое "прощай"
С оттенком ностальгии удивительной.

Застелет землю шелковым ковром,
И в золотой ажур оденутся березы,
И от пруда повеет холодком,
На землю упадут серебряные росы..

...волшебник вплел в деревья проседь,
Багрянцы, охру по кустам раскидывал,
Но как же ты красива, осень!
И кто, скажи, тебя ТАКУЮ!!! выдумал!!!...

Наше путешествие по осенней Софиевке подходит к концу. И закончить нашу встречу я хочу словами стихотворения Аллы Зили:

Холсты белить, отсчитывая годы
своей Судьбы, что соткана давно,
Узлы считать на полотне дороги -
понять житейской мудростью дано...
....и жду Весну, чтоб как в истоках детства
с Надеждой будущего, не считая дни,
все вспомнить, и - глядеть, не наглядеться
в глаза фиалок, спрятанных в тени,
тех вековых дерев, что надо мной шумели,
и ныне память обо мне хранят ...
листком, оторванным из Детства колыбели,
летит печалью обращенный взгляд ...

..Листком, оторванным из детства колыбели, летит печалью обращенный взгляд..

Я благодарю всех, кто гулял со мной в осенней Софиевке:

Аллу Зиливинскую (Брозер),
Шурика - редактора-модератора сайта,
Ларису - экскурсовода-краеведа.

В статье использованы стихи:
Аллы Зиливинской (Брозер), Анны Вахламовой, Уманчанки.

воспоминания:

Аллы Зиливинской (Брозер), редактора-модератора Шурика.

Легенды и мифы - экскурсовод-краевед Лариса Цимбровская

Фотоматериал - Уманчанка.

Оформление - админ и редактор-модератор - Шурик.

Я прощаюсь с вами.

Из осенней Софиевки - Уманчанка

Уманчанке низкий поклон!!!

Нет слов чтоб выразить восторг души!!! -
А слезы стискивают горло ...
Остановиться не могла,чтоб не пройти --
Осеннюю Софиевку дорогой гордой...
...и снова, вспомнив все свое ,
оставленное за годами ,
благодарить Судьбу за чудо то,
подаренное Небесами --
когда-то дав наградой жизнь,
приютом в Умани волшебном ,
и сердце научив любить --
навек тот уголок безценно ...Алла , Нью Йорк.

Дорогая Алла! С

Дорогая Алла!
С Новым годом! Крепкого здоровья, радости земного бытия и плодотворного сотрудничества на сайте во имя памяти!

С благодарностью и теплом души вся группа поддержки сайта!

...и ждем весну...!...?

ogromnaia blagodarnost

ogromnaia blagodarnost umanchanke!!! Spacibo !!!

И Вам спасибо

И Вам спасибо за добрый отзыв! Всегда рада видеть Вас на сайте!