Сокровище нашей культуры

История современной Умани восходит к началу XVI века. Известно, например, что уже в 1614 году город дотла сожгли занявшие его турки. Но когда позднее Умань перешла в руки поляков, жизнь снова затеплилась в этом красивейшем месте земли. В 1654 году здесь была построена мощная крепость. При известном польском магнате графе Потоцком в городе процветала свободная торговля. На уманские ярмарки съезжались купцы из разных стран. По имеющимся данным, очень большую роль в развитии важного торгового центра, каким стала Умань, играли евреи, обогатившие колорит города красками своей культуры и традиций.

Именно отсюда вышли крупные еврейские писатели, просветители и священнослужители. Именно здесь зародились хасидизм и просветительское движение Хаскала. Здесь же находится могила хасидского раввина Нахмана Брацлавера, ставшая местом ежегодного паломничества тысяч и тысяч хасидов Старого и Нового света.
Но Умань подарила миру еще одно чудо - не имевшую себе равных клезмерскую капеллу. Как рассказывал мой большой друг, известный еврейский писатель Григорий Полянкер, когда на свадьбах играл старый Йоэль Эльман, отец знаменитого еврейского музыканта Миши Эльмана, у горожан просто «разрывались» сердца. А уж когда скрипочка начинала плакать над невестой, - среди тех, кто собирался у свадебного шалаша, не оставалось никого, кто не молил бы Б-га послать ему денег, чтобы привезти уманских клезмеров и на свадьбу своих детей. И если мечта сбывалась, а хозяин не страдал скупостью, - местечко буквально «ходило ходуном».
В общем, популярность уманских клезмеров в Киевской и Подольской губерниях была безграничной. Известный журналист и писатель Мендель Ошерович (впоследствии один из редакторов крупнейшей еврейской газеты «Форверт») писал об этом так:
«... Где бы ни выступали уманские капеллы, к ним всегда относились с большой любовью. В местечках, где они играли на богатых еврейских свадьбах, их мелодии обретали вторую жизнь - их продолжали напевать. Рассказывали, что музыка, звучавшая, когда вели под хупу жениха с невестой, оставалась в памяти на всю жизнь. Не раз случалось так, что местный кантор (хазан), запомнив понравившийся мотив уманских клезмеров, позже воспроизводил ее в своих молитвах, стоя перед стэндером».
Еврейский фольклорист, белоцерковчанин Шолом Купершмидт рассказывал мне историю о том, как местный лесопромышленник, купец первой гильдии и меценат Нахман Бялик пригласил в Белую Церковь одну из самых знаменитых уманских капелл под руководством Йоселе Уманера (Умайского). Концерт состоялся в театре «Экспресс», располагавшемся на месте нынешней гостиницы «Киев». Переполнен был не только зал, но и прилегавшие к зданию Торговая площадь и улица Клубная. Пришлось открыть окна театра, чтобы все могли слышать волшебные звуки клезмерских мелодий. Заключительный дивертисмент скрипач Йоселе Уманер посвятил Нахману Бялику. И было за что! Ведь Нахман Бялик построил в Белой Церкви еврейскую больницу (в декабре 2003 года ей исполнилось 100 лет), здание женской еврейской школы и многие богоугодные заведения, которыми пользовались не только евреи, но и остальное население Белой Церкви.
Но вернемся к рассказу о концерте. Зрители стоя, непрерывными овациями приветствовали музыкантов. А когда клезмеры вышли на улицу и увидели тысячную толпу восторженных поклонников, они снова взялись за свои инструменты!
На следующий день Нахман Бялик устроил грандиозный банкет в еврейском кошерном ресторане Розенбойма, где присутствовала вся элита города, в том числе градоначальник, полицмейстер, директор знаменитой казенной гимназии и другие официальные лица. И снова играла уманская капелла. И снова восторгалась, смеялась, плакала и танцевала публика...
Мелодии, пришедшие из Умани, стали образцом еврейской народной музыки. И когда сегодня, посещая этот неповторимый уголок украинской земли, мы слушаем, как поют брацлаверские хасиды, в их пении чудятся отголоски прежних уманских клезмеров. А их, как мы знаем, очень любил и светлой памяти Нахман Брацлавер.

Д-р Харитон БЕРМАН,
Белая Церковь