Пятая волна
Второе «пришествие» Путина вызвало новую волну эмиграции
Элеонора МАНДАЛЯН, г. Бурбанк, Калифорния — 03.12.2011
Газета Los Angeles Times опубликовала репортаж своего московского корреспондента об очередной волне эмиграции из России.
Для американской газеты местного назначения тема довольно нетипичная. Статья начинается так:
«За бутылкой водки и традиционным русским салатом из соленых огурцов, колбасы и картофеля, смешанных с майонезом, группа друзей подняла бокалы и пожелала Игорю Иртеньеву, его жене и дочери, счастливого пути в Израиль».
Известный российский поэт, Игорь Иртеньев (настоящая фамилия Рабинович), теперь уже бывший главный редактор московского журнала «Магазин», говорит, что не может свободно дышать у себя на Родине, что «с каждым годом и даже с каждым днем в окружающем его воздухе остается все меньше и меньше кислорода, что просто не выдержит Путина на экране телевизора каждый день в течение последующих 12 лет». «Я хочу жить не потом, а сейчас!», - восклицает 64-летний гражданин России.
Иртеньев вместе с семьей влился в новую - пятую по счету - волну русской эмиграции, которую окрестили уже: «Путиновское десятилетие исхода». Около 1,25 миллионов русских покинули страну за последние 10 лет, сообщает Сергей Степашин, глава Национальной Счетной палаты (палата ведет учет миграции через налоговые поступления). И исход этот столь значителен, говорит он, что сопоставим с волной эмиграции после большевистской революции 1917 года.
Пятая волна имеет свои существенные отличия от четырех предыдущих. Уезжающие или нацелившиеся на отъезд - в основном люди, в материальном плане совсем неплохо чувствовавшие себя в России. Именно поэтому они не жгут за собой мостов, как их предшественники, не продают свои дачи, квартиры и машины, не афишируют свое решение покинуть страну. Они просто запирают двери своих квартир и тихо-молча едут в аэропорт. Если их спросить, почему, каждый назовет свою причину.
Одних, как Иртеньева, раздражает путиновский режим и неизбежность его возврата в президентское кресло. Для большинства же все дело не в политике, а в экономике - даже не в спаде ее, а в отсутствии.
Русский физик-ядерщик Владимир Алимов, 60 лет, пишет далее LA Times, который сейчас работает в университете Toyama, в Японии, объяснил свой отъезд в телефонном интервью тем, что не смог бы выжить на $450 ежемесячной зарплаты старшего научного сотрудника в Институте физической химии АН РФ. «Да, я скучаю по России, но, как ученый, я не могу работать на давно устаревшем оборудовании, которое не заменялось и не обновлялось с советских времен... Здесь, в Японии, у меня фантастические условия, о которых я не мог даже мечтать. Делая свою работу, я наслаждаюсь сам, и меня ценят мои японские коллеги». В статье приводится целый ряд высказываний по этому поводу россиян.
«Весь интеллектуальный и мобильный потенциал нации смыло из России. Люди едут за рубеж за лучшим высшим образованием, за лучшей медицинской помощью, ради возможности карьерного роста... обманывая самих себя, что это не навсегда. На самом же деле мало, кто из них вернется», - говорит Дмитрий Орешкин, политолог Института географии.
«Самое страшное, что страну покидают именно те люди, которые могли бы сыграть ключевую роль в кампании модернизации, провозглашенной Кремлем, - вторит ему Лев Гудков, глава крупнейшего в России аналитического Центра Левады. - Но, похоже, Кремль это совсем не волнует».
Новая волна эмиграции, включающая в себя большое количество образованных граждан, не может не иметь серьезных последствий для страны со 142-миллионным населением, в которой смертность значительно превышает рождаемость, бьют тревогу эксперты, предупреждая, что исход достиг опасных масштабов: из России ежегодно уезжает от 100 до 150 тысяч граждан. По данным опроса различных агентств России и Центра Левады, около 20% россиян задумываются сегодня над выездом из страны. Среди граждан 18-35-летнего возраста речь идет уже о 40%.
Хоть жена поэта Иртеньева, Алла Боссарт, заранее знает, что будет скучать по своей уютной даче под Москвой, она, как бывший обозреватель «Новой газеты», знает также и то, что за последние 10 лет, пятеро из ее коллег-журналистов были убиты.
http://kp.ru/daily/25798/2779731/
ЗАО ИД , 2011
Recent comments