Как был Новый Год в Умани
В нынешнем году в Умани на празднование Рош-Гашаны - еврейского Нового года - на могиле цадика Нахмана собралось небывалое количество паломников-хасидов из 18 стран мира, в том числе Уругвая и Марокко. Чтобы попасть к святому месту, 15 тысяч верующих воспользовались услугами туристических фирм и почти 10 тысяч добирались в Украину своим ходом.
Когда в понедельник вечером мы приехали в Умань, праздник был в самом разгаре. За тройным кольцом оцепления на небольшом участке земли, примыкающем к могиле цадика, одновременно молились 25 тысяч человек. Голоса верующих, слившись в один мощный гул, были слышны далеко за пределами святого места. На просьбу пройти непосредственно к могиле святого встретивший нас офицер ответил отказом, пояснив, что паломники сейчас погружены в молитву и лучше их не тревожить.
На следующий день рано утром мы вновь отправились к месту поклонения. Как выяснилось, попасть туда не так-то просто. На все дни празднования Рош-Гашаны местные жители сдают свои квартиры паломникам и уезжают. Остаются только единицы, которые за плату обслуживают хасидов. Их-то и пропускают - строго по паспортам. Остальным путь к месту паломничества заказан, чтобы не мешали верующим, которые в течение двух с половиной дней не должны отвлекаться ни на что мирское. Но для корреспондентов "ФАКТОВ" сделали исключение и после инструктажа пропустили к святыне в сопровождении офицеров спецподразделения "Ягуар" Внутренних войск МВД Украины.
Пройдя через три контрольно-пропускных пункта, мы оказались среди огромной толпы хасидов, которые в честь праздника сменили свои традиционные черные лапсердаки на белые одежды. Как нам пояснили, белый цвет - не праздничный, а тот, на котором Всевышний видит все грехи человека. Их необходимо искупить искренними усердными молитвами и постом. У большинства верующих на макушке были надеты шапочки-кипы, но встречались хасиды, головы которых украшали огромные меховые шапки. Носить такую позволяется не каждому еврею: чем больше и дороже шапка, тем выше статус ее владельца в еврейской общине. Кстати, стоит такой головной убор, изготовленный из благородных мехов и имеющий персональный номер, от трех до пяти тысяч долларов.
Пока мы узнавали эти подробности, моления продолжались. Вдруг хасиды дружно зааплодировали и продолжили молиться с еще большим энтузиазмом. Оказалось, что к собравшимся вышел почти столетний раввин и сказал, что хочет произнести молитву за процветание и благополучие Украины и ее Президента - такая молитва впервые звучала над Уманью. Затем перед верующими появились главный раввин Украины Моше-Реувен Асман и вице-президент украинской еврейской общины Евгений Червоненко, которые вынесли огромный рог с серебряной насечкой - подарок паломников Виктору Ющенко. Среди гостей был и президент Объединенной еврейской общины Украины Вадим Рабинович.
Среди многотысячной толпы хасидов не было ни одной женщины, хотя некоторые паломники приехали с маленькими детьми, один даже с младенцем. Женщины же посещают могилу до начала праздничной недели, а затем должны вернуться домой. Хасиды считают, что Рош-Гашана - не праздник, а день Верховного суда. В этот день Всевышний решает, кого записать в Книгу жизни, а кого - в Книгу смерти. Чтобы попасть в первую, необходимо успеть попросить прощения за все грехи и простить своих врагов. "Посредником" в общении со Всевышним как раз и выступает душа цадика Нахмана.
- Когда хасиды молятся, они не замечают ничего вокруг, - рассказал сопровождавший нас подполковник "Ягуара". - В это время их могут ограбить, оскорбить. Не исключаем мы и диверсий против верующих. Поэтому в эти дни наши бойцы круглосуточно находятся среди паломников, оберегая от неприятностей и по возможности помогая им. Ведь в эти дни им нельзя ничего делать: включать свет, нажимать на кнопку лифта, прикуривать сигарету. Если появляется такая необходимость, они обращаются к нашим ребятам.
Словно подтверждая слова офицера, ко мне подошел хасид с сигаретой в руках. Я щелкнул зажигалкой и протянул ему огонь, но он... отрицательно покачал головой. Офицер подсказал, что нужно дать уже зажженную сигарету - от открытого огня верующие в эти дни не прикуривают.
По словам местного жителя, в праздничные два дня верующие ведут себя совсем, как младенцы: из-за того, что им нельзя ничего делать руками, они даже в туалете после себя не сливают воду. Можно только представить, во что превращается арендованное паломниками жилье. Жертвенных животных - овец и коз - режут в ванных. Молясь в квартирах при зажженных свечах, они не обращают внимания на то, что от огня загораются занавески. Были случаи, когда начинались пожары, а молящиеся так и не отрывали глаз от священных текстов. Хорошо, что пожарные в такие дни несут круглосуточную вахту вблизи мест жительства хасидов.
Большинству хозяев после отъезда гостей приходится основательно ремонтировать квартиры. Но они не жалуются, ведь платят им за аренду очень хорошо. Местный житель рассказал, что за последние несколько лет стоимость жилья в районе могилы цадика возросла в несколько раз. И если простой домик рядом с могилой раньше стоил 150 тысяч долларов, то сейчас за эту сумму можно купить разве что неприглядную хату метрах в 300-х от мемориала или квартиру в старой девятиэтажке. Однако не все спешат продавать свое жилье, зарабатывая на аренде. Правда, случаются и неприятности. В нашем присутствии к сотруднику милиции обратился местный житель. Показывая четыре 100-долларовые бумажки, которыми с ним рассчитался один из хасидов, он пожаловался, что хотел положить их в банк, но деньги оказались фальшивыми. От настоящих купюры не отличались практически ничем: на них были и водяные знаки, и другие элементы защиты. По мнению банковских служащих, изготовлены эти фальшивки в одной из стран Ближнего Востока. Как рассказали сотрудники милиции, с подобными жалобами к ним обращаются ежегодно. Скорее всего, паломникам подсовывают фальшивую валюту, когда те собираются в Украину.
Среди толпы хасидов выделялись двое мужчин в серо-зеленой форме. Это были сотрудники израильской полиции, выходцы из Советского Союза. Один из них - Павел - родом из Ташкента, сейчас работает в полиции Тель-Авива. В Украину приехал впервые.
- А не маловато ли двух полицейских на 25 тысяч хасидов? - спрашиваю у стража порядка.
- В нашу функцию входит способствовать взаимодействию между верующими и сотрудниками местной милиции, - объяснил Павел. - Между прочим, ваши ребята мне нравятся. Чувствуется, что все они профессионалы, работают серьезно. А трудиться в такой обстановке, по своему опыту знаю, нелегко. Ваши работают здесь по 12 часов в сутки - все это время нужно быть сдержанным и корректным с верующими. Мы же с коллегой можем позволить себе отдыхать чаще.
- А разницу в службе вашей полиции и украинской милиции вы заметили?
- Конечно, разница есть, но служба везде служба. У нас это называется Святое дело. Думаю, что и у вас защищать людей - тоже дело святое.
Невзирая на корректность наших правоохранителей, кое-кто из иностранцев позволил себе в эти дни хулиганские выходки против них. К примеру, с балконов, окон домов в милиционеров бросали пластиковые бутылки с водой, умудрялись даже прокалывать шины служебных автомобилей. Но, несмотря на такие провокации, работники милиции и бойцы "Ягуара" не изменили своего доброжелательного отношения к верующим и продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. Подтверждения этому долго ждать не пришлось.
Заканчивался последний праздничный день. Многотысячная толпа хасидов направлялась к находящемуся в полукилометре от могилы озеру, чтобы совершить традиционное омовение. Обследовав местность перед приходом паломников, правоохранители обнаружили на берегу у моста... пластиковую противопехотную мину-"бабочку". Если бы, не дай Бог, кто-то наступил на нее, ему бы оторвало полноги! Боевая ли это мина, журналистам узнать так и не удалось. Хасиды же об опасной находке даже не узнали.
Обступив плотным кольцом озеро, паломники вместо водной глади увидели перед собой обычную лужу глубиной по щиколотку, из которой торчали разбитые бутылки, шины, арматура, куски бетона. "Где вода?" - удивленно спрашивали люди, не мывшиеся несколько дней. Никто на этот вопрос им так и не ответил. Местные же жители поговаривали, что накануне воду из озера спустили... для отлова рыбы.
Праздник закончился, и основная масса паломников стала разъезжаться. У могилы цадика остались только бедные хасиды, которые на протяжении десяти дней раскаяния - до праздника Йом-Кипур (Судного дня) - будут молиться за себя и тех, кто уехал, предварительно заплатив беднякам, чтобы они молились и за их души. На следующий год паломники вернутся. Говорят, что их будет еще больше - около 50 тысяч.
Благодарим пресс-службу Внутренних войск МВД Украины за помощь в подготовке материала и газету "Факты"
Новость от Шурика
2.11.05
Recent comments