Художник и смерть: Иван Гайдук

Этим летом мы уже писали о трагической гибели Народного Художника Ивана Гайдука. Этот человек был связан с нашим городом и сегодня мы вспомним о его жизни и смерти художника.
Он превратился в легенду Черкасс, стал историей города. Его смерть всколыхнула черкасщан. Высокий седой старик имел добрую и светлую душу. На различных городских выставках его картины неизменно будили отклик, зажигая огнем самые равнодушные сердца. Одни считали его бунтарем, возвеличившим в эпических картинах украинских гетманов, другие ценили в нем знатока женской красоты, восхищаясь портретами и юных студенток, и женщин-работниц, и покрытых морщинами старушек, третьих трогали за живое его иконы. Меня даже уверяли, что художник служил в разведке ОУН. Убийца посягнул на талант — 6 мая художник упал, обливаясь кровью, с кистью в руках возле мольберта. В прошлый четверг в Черкасском апелляционном суде началось слушание уголовного дела об убийстве художника Ивана Гайдука. Раскроем и мы скорбную страницу этой необычной жизни.

Художник

Маленький мальчик вылез на подоконник и завороженно следил за кистью: на липовой доске монах писал икону. Солнце освещало келью. Голодный мальчишка пригрелся на солнышке и уснул. Очнулся в крепких руках монаха.
— Чей ты и что тут делаешь? — грозно спросил мужчина, сжав плечи ребенка.
— Иванко я, из Умани. Сирота, живу в детдоме, — ответил испуганно мальчик и попросил, — научите меня рисовать.
— Приходи завтра, но помни, дитя, Бог не любит, когда пьют или курят, — подобрел монах.
Это произошло в Прилуках. Дети из трудовой колонии голодали. Но мальчишки сызмальства приучались «дымить».
На второй день монах-иконописец отучил маленького Иванка курить. Он постриг его ногти, смешал с тютюном и заставил выкурить самокрутку. Мальчишку два дня рвало, а на третий он вновь появился в монастыре. Больше Иванко не курил и не смел пить. Знал, что у иконописца должна быть твердая рука, чтобы долго водить по полотну кистью и не дрожать.
Так Иванко начал познавать мир, учился любить Бога и людей, которых Всевышний создал. За свою длинную жизнь Иван Гайдук расписал 22 церкви и собора. 1 мая ему исполнился 81 год. 6 мая рука убийцы в мастерской занесла над седой головой художника топор. Его учитель-иконописец прожил 116 лет.

...Тогда только закончилась война. Молодой солдат Иван Гайдук демобилизовался в городке Красный Луч Луганской области. Однажды он вынес на рынок продавать свои картины, чтобы купить хлеба, и вдруг услышал, как кто-то тихонько прошептал на ухо: «Мажешь?» — «Рисую», — ответил Иван.
— Нет, мажешь. Будешь рисовать, когда я научу, — сказал двухметровый здоровяк с седой гривой волос, спадающей ему на плечи. Его звали Терентием Козырем. И парень стал учиться рисовать по-новому.

Везде крушили церкви, а Иван Гайдук пил целебную воду из святых родников, изучал Библию и писал иконы.
Его учитель поучал: «Не становись жадным на деньги, они сами придут. Не закапывай талант, передавай ученикам. Когда почувствуешь, что рисуешь, как я, напиши мой портрет». Иван уже имел персональные выставки, поседел, а все боялся взяться за кисть, чтобы запечатлеть на полотне образ своего наставника. Прошлой зимой он заболел и испугался, что не исполнит завет учителя. Тогда у его кровати поставили мольберт, и художник начал писать старца с седой гривой волос и мудрым взглядом, проникающим в самое сердце.

В 80 лет Иван Гайдук чувствовал себя молодым, еще твердо держал кисть в руке и строил планы на будущее. В прошлом ему пришлось много зарабатывать на жизнь, дабы прокормить жену и двоих детишек. После войны мешок муки и кусок сала считались для художника целым богатством. Так расплачивались председатели колхозов за картины и памятники пролетарским вождям.
Слава догнала Ивана Гайдука на сельских дорогах. Портреты вождей сделали его знаменитым. В Тальянках художник нарисовал три картины для сельского клуба – «Сталин и Маоцзедун», «Прием в комсомол» и «Дружба народов». «Сталина...» пришлось подарить первому секретарю Тальновского райкома компартии, который пришел в восхищение от увиденной в клубе картины.
Прежде, чем нанести первый мазок кисти на чистое полотно, Иван Гайдук непременно произносил: «Господи, помоги!», а потом рисовал Ленина, Сталина, Маркса.
— Это жизнь, — мудро сказал он при нашей встрече. — Случалось, рисую в клубе Ленина, когда прибегает местный батюшка и просит нарисовать икону Иисуса Христа. И я рисовал. Ведь коммунисты – люди, и верующие – люди. Во все свои полотна я вкладывал душу. Не делал только одного – никогда не разрушал.

В свое время Иван Гайдук превратился в модного художника. Секретари райкомов и председатели колхозов хвастались друг перед другом, что в клубе висит большущее панно или в кабинете появился портрет вождя кисти самого Ивана Гайдука. Его стали величать Иваном Михайловичем. Старую кирзу заменили модные туфли, и уже придавал солидности элегантный костюм. Иван Михайлович больше не ездил на пароконной повозке. Он купил собственную «волгу», за руль которой посадил жену Татьяну. Она отвозила мужа в очередную командировку, а потом приезжала забирать обратно.

Однако дружба с партийными деятелями не смогла застраховать художника от жизненных катаклизмов. Если бы упрямый Иван Гайдук согласился получить красную книжицу — партбилет, глядишь, и орден украсил бы грудь художника. Ведь награждали тогда только партийных.

Статус портретиста красных вождей обязывал не перешагивать порога церкви. Но Иван Михайлович игнорировал многие запреты. Он маскировался под старца, цеплял бороду, парик из седых волос и приходил расписывать храм. В Смеле одна шустрая старушка заприметила, что седовласый дедушка уж больно прытко бегает, словно тридцатилетний мужик. Свои подозрения прихожанка поведала батюшке. Пришлось художнику следить за своей походкой.

Партизанские действия не помогли Ивану Михайловичу скрыть свое увлечение иконописью. Как-то наивный батюшка заглянул в Общество художников, разыскивая Гайдука, чтобы расписал иконостас в церкви. Какая буря поднялась! Коллеги молниеносно созвали собрание, на котором гневно изрекли: «Богомазу не место в рядах красных художников!». И Ивана Гайдука с треском выдворили из Общества. Но то ли Бог помог опальному художнику, то ли судьба улыбнулась — буквально на второй день за Иваном Гайдуком приехал один из героев полей — к красной дате необходимо было срочно обновить портреты вождей. Председатель колхоза плюнул на идеологию и проигнорировал решение коллектива художников. «Богомаз» поехал писать новое панно с Лениным, чем вызвал шок у всей творческой братии. Таков был художник Иван Гайдук, возводивший постаменты пролетарским вождям и расписывавший храмы, просивший у Бога помощи нарисовать Маоцзедуна и Ленина.

Его боги

Ему казалось, что он смотрит в вечность, когда расписывает собор: ведь боги живут вечно. Но художнику пришлось увидеть, как разрушают храмы. Иван Гайдук спасал свои иконы и шедевры древних иконописцев.

Свой первый собор он расписал в 1949 году. Божий храм получил название Троицкого. Он возвышался над Днепром, где нынче находится холм Славы. Кисти Ивана Гайдука принадлежали иконы Покрова, Голгофа, Царь Славы. Когда под фундамент собора подложили взрывчатку, вместе со своими иконами Иван Михайлович принес домой древние — Святую Троицу, Святого Гурия, Нерукотворного Спаса. Потом он подарил иконы церкви в Дахновке.
На месте университета стояла Церковь Покровы, которую расписывал Иван Гайдук. И этот Божий храм взорвали.

...Впервые мы встретились с Иваном Гайдуком в селе Бузовка Жашковского района. Седой художник стоял на «рабочем месте» — высоко под куполом храма. Он не скрывал своего счастья, что расписывает первый строящийся на Черкасщине храм в свободной Украине. Церковь носит название Покровы. Тогда художник Иван Гайдук разменял седьмой десяток. Ему еще предстояло расписывать церковь Святого Николая в Юго-Западном микрорайоне Черкасс. Он смастерил распятие Иисуса Христа и подарил церкви две большие иконы – Святого Николая и Воскресение Иисуса Христа.
Когда врачи областной больницы решили строить на своей территории церковь, Иван Гайдук подарил храму икону Святого Пантелеймона – христианского врача-целителя. Накануне каждой операции перед этой иконой молятся хирурги. Утверждают, что икона приносит удачу.
Тяжелым был путь к Божьему Храму маленького мальчика Иванка, который солнечным летним днем забрел в монастырь. Имя художника Ивана Гайдука стало широко известным в Черкассах. Рисуя портреты вождей, художник зарабатывал себе на кусок хлеба. Иконописью он занимался для собственной души.

В 80 лет Иван Гайдук вспоминал своего учителя Терентия Козыря, мечтал прожить не меньше, чем он. Он говорил, что не нуждается в куске хлеба. Если же случится, что не на что будет купить кисти и краски, деньгами поможет сын — известный киевский хирург Виктор Гайдук. Художник говорил, что крепко держит в руках кисть и чувствует крылья в душе – все свои картины он может писать свободно, от чистого сердца.
Дверь дома художника не закрывалась от посетителей. Проведывали друзья, коллеги, прибегали студенты. 6 мая в дверь постучала рука убийцы.

Убийца

Палачом художника стал Дон Жуан черкасского разлива. Трудно понять, чем покорял женские сердца «рыцарь», томящийся в клетке, ограждающей опасного преступника в зале судебных заседаний Черкасского апелляционного суда. Невзрачный щуплый сорокалетний мужчина среднего роста сидит под усиленным конвоем. За плечами у него пять судимостей. Первую парень схлопотал, едва ему исполнилось 17 лет. Судим преимущественно за кражи.
Вора Андрюшу женщины обожали, считали его добряком, милейшей души человеком. Мужик не пил, рукоприкладством не занимался, обладал красноречием. Женщины таяли от взгляда его карих глаз. Андрей клялся в любви до гроба каждой новой возлюбленной, уверял, что она – единственная в его жизни. Ах, как ласкали уши женщин сладкие речи пылкого любовника, как убаюкивали на жаркой постели! Вот только пробуждение бывало отрезвляющим. Андрей сбился со счета и уже не помнит количество благодетельниц в его жизни.
Конечно, многие женщины, утомленные буднями, жаждут праздника жизни — чего-то необыкновенного, чуда, сказки, чтобы почувствовать себя королевой в хрустальных башмачках.
Одну из своих возлюбленных Андрей повстречал в Смеле. Наталья – роскошная женщина бальзаковского возраста, весьма симпатичная, ухоженная. На плаву в жизни ее держит палатка на рынке. Андрей попал в обжитую квартиру с достатком, импортной мебелью, с холодильником, набитым деликатесами. Он нежился на пуховых перинах ровно два месяца. Потом заскучал, сложил в сумку все ценные вещички своей возлюбленной, не забыв вынуть из шкатулок золотишко, и упорхнул из теплого гнездышка.
Родная милиция разыскала Дон Жуана, причесала, обогрела и на скамью подсудимых усадила. Впервые любовница не только приласкала Андрея, но и отправила на нары отбывать срок.
Вскоре из «зоны» Наталье пришло письмо. Андрей подал весточку, повинился во всех прегрешениях, попросил прощения и написал, как любит и страдает, как израненное сердце кровью обливается от тоски по ненаглядной возлюбленной. И Наталья поверила словам бывалого зэка о безумной любви, навещала в «зоне», привозила передачи.
Оказавшись на свободе, Андрюша тут же отправился к Наталье... Правда, сначала втихаря завернул к старой зазнобе и провел с ней пять ночей. А потом у них с Натальей возродилась страстная любовь, которая снова пылала два месяца, после чего Андрей опять заскучал, собрал все подкопленные сожительницей драгоценности и махнул в Черкассы к новой зазнобе. Прихватил с собой и подарки Натальи — пуховую и джинсовую мужские куртки, меховую шапку. Пикантная подробность – в сумку Андрей не забыл упаковать и двух плюшевых зверюшек, ведь его новой подруге было всего 20 лет. Прихватив игрушки одной возлюбленной, ловелас цинично преподнес их в подарок другой пассии, к которой воспылал жаркой любовью, конечно же, до гроба.
Юное двадцатилетнее создание с осиной талией, длинными ногами лани и большими голубыми глазами легко могло бы подыскать себе принца на шестисотом «мерседесе», но уцепилось за зэка с пятью ходками «на зону», упиваясь его сказками о любви и рассказывая знакомым о добрейшей душе несравненного Андрюшеньки.
Надо сказать, что за медовыми речами воришки скрывались мрачные потемки души. И был в его жизни весьма жуткий эпизод. Как-то пришел к нему знакомый и попросил подыскать квартиру на имеющуюся у него сумму в 1700 американских «баксов». Андрей с подельщиком заманили мужика в укромное местечко, связали его и подвесили, набросив на шею удавку. Вот так сутки и пытали, требуя отдать «баксы». По «рэкетирской» 144-й статье Уголовного Кодекса Украины пришлось «мотать» Андрею четвертый срок «на зоне». Поэтому далеко не ангельскую душу имел этот обаятельный вор со стажем.

...Следствие не нашло ни одного свидетеля встречи художника со своим убийцей. Андрей утверждает, что их знакомству десять лет. Мол, свела их любовь к искусству — Андрей увлекается резьбой по дереву и как-то принес Ивану Гайдуку три деревянные иконы. Художник якобы продал их за 5 тысяч долларов США, две из которых причитались Андрею. Однако тогда ему понадобилось только сто «баксов», остальные же деньги, как утверждает Андрей, он попросил Ивана Михайловича сберечь. Потом возлюбленная Наталья упекла беднягу «на зону», а когда тот вернулся из мест не столь отдаленных, художник от него отмахнулся, мол, не помню никакого долга, не брал никаких денег.
Андрей сидел голодный. И 6 мая решил попытать счастья, напомнив о себе Гайдуку. В доме художника он встретил посетителей. Вместе с гостями сел за стол, отобедал. Когда все разошлись, Иван Михайлович отправился в мастерскую к мольберту. Андрей пошел следом, продолжая требовать деньги. Художник сказал, что ему надоело это нытье, и замахнулся на гостя кисточкой, которой рисовал. Это, дескать, вызвало гнев Андрея. Он схватил топор и опустил его на седую голову «обидчика». Художник упал на колени и пытался подняться. Тогда убийца нанес ему еще три удара топором по голове. Суд-медэкспертиза установила, что все пять ударов были смертельными, однако Иван Михайлович еще хрипел. И тогда Андрей схватил веревку, сдавил ею шею старика и держал, пока тот не затих. Та же судмедэкспертиза за-свидетельствовала, что смерть художника наступила в результате удушения.
А убийца сел курить во дворе. Он вошел в мастерскую через час. Ему казалось, что окровавленное тело на полу подает признаки жизни.
Чтобы имитировать кражу, Андрей начал собирать в квартире вещи. В сейфе он нашел всего 60 гривен и 20 долларов США. Тогда в сумку полетели деревянные шкатулки и бронзовые безделушки – статуэтки, кувшины. Преступник прихватил с собой водку, ликер, коробку шоколадных конфет «Вечерний Киев». Две сумки оказались тяжелыми. Убийца остановил такси. Таксист и помог ему донести поклажу до лифта.
Сын художника Виктор Гайдук заверил суд, что отец никогда не имел долгов.

Уголовное дело об убийстве художника Ивана Гайдука рассматривается в Черкасском апелляционном суде коллегией судей под председательством судьи Натальи Корниенко при участии судьи Михаила Лыги и прокурора Натальи Гришиной.
Антенна
Новость от Шурика
16.10.04